logo
buhara
 

Бухарские базары

История
(отрывок из книги) БУХАРСКИЕ МИРАЖИ
Санкт-Петербург
2007

ГЛАВА III
Базары


Инжирный ряд на Крытом рынке. Фото Г.Саидова, 2006 г.
          -- Ты прав, о мудрый начальник,-- смиренно ответил Ходжа Насреддин, снова развязывая пояс.-- У моего ишака в Бухаре действительно великое множество родственников, иначе наш эмир с такими порядками давным-давно полетел бы с трона, а ты, о почтенный, за свою жадность попал бы на кол!
          Прежде чем сборщик опомнился. Ходжа Насреддин вскочил на ишака и, пустив его во весь опор, исчез в ближайшем переулке.
"Скорее, скорее! -- говорил он.-- Прибавь ходу, мой верный ишак, прибавь ходу, иначе твой хозяин заплатит еще одну пошлину -- собственной головой!"
         (Л.Соловьев "Повесть о Ходже Насреддине")



        Ни один восточный город немыслим без базара и Бухара в этом плане не исключение. Правда, справедливости ради следует отметить, что раньше базаров было на порядок больше, нежели сейчас и это понятно: ведь базар являлся не только местом купли-продажи, но и своеобразным прототипом современных радио и телевидения, то есть основным источником информации. Помимо прочего, здесь устраивались различного рода аттракционы: кукольники, канатоходцы, клоуны, чтецы и другие. Одним словом, базар являлся ещё и ареной для различного рода представлений, а следовательно выполнял функции развлекательного характера.
        Вот как описывает базары О.А.Сухарева в своей книге "Бухара, XIX - нач.XX в.":
        
Важнейшее значение в структуре Бухары имели рынки. Бухарские базары отличались своей величиной, что было отмечено еще путешественниками начала XIX века...
        Характерной чертой планировки среднеазиатских городов было размещение торговых центров на перекрестках главнейших улиц и оформление их воздвигнутом на этом месте купольным зданием-пассажем, через который проходили улицы, а в самом здании размещались торговые лавки...
        Бухарские базары складывались из торговых рядов, специальных зданий-пассажей (тим и ток), площадей, на каждой из которых производилась торговля определенными товарами, и караван-сараев...
        Кроме крупных базаров, компактно занимавших центральную часть города, в Бухаре было много более мелких рынков. Они помещались у медресе Гаукушон (бозори Ходжа), в квартале Гозиён, в районе квартала Пухтабофон и Хаузи-Нау в Джуйбаре, на Хыёбоне, в квартале Хаузи балянд неподалеку от ворот Шергирон, в квартале Мир-Дустум и Бозори-нау, у хауза Лесак, где продавалась птица (куры, голуби, куропатки, перепела). Небольшие базары имелись у всех городских ворот как внутри города, так и снаружи...
        К регистану примыкал ряд торговцев мылом и свечами - те и другие вместе имели 120 лавок. Ряд торговцев вениками. Фото Г.Саидова, 2006 г.Тут же был расположен фуражный рынок (бозори алаф), где торговали свежей и сухой люцерной...

        Следует также отметить и ряд других профильных базаров, которые были размещены на территории города: бараний базар (бозори гўсфанд), хлопковый базар (бозори гўза), базар коконов (бозори пилля), лесной базар (бозори чўб), базарчик, где шла торговля кипячеными сливками (бозори каймок). Жители окрестных селений рано утром доставляли этот товар в город в больших и маленьких чашках (коса, пиёла).
        Нужно отдать должное: эта традиция сохранилась до сего времени: каждый день, в шесть часов утра я просыпался под возгласы продавцов этого товара ("кай-мок! кай-мок!" - кричат они под окнами "пятиэтажек"), и, быстренько спустившись по лестнице вниз, покупал у них свежий каймак к завтраку. Лучшего завтрака, чем каймок, свежая горячая лепешка и чай (зеленый или черный) не существует. Это знает каждый житель Бухары, в этом может убедиться любой из вас. Разламываете руками горячую лепешку, пахнущую тандыром, на несколько частей, раскладывая их перед завтракающими. Оставляете себе один из таких кусков. Отламываете от него небольшой кусочек, обмакиваете в косушку с каймоком, которая покоится на середине дастурхона, затем слегка опускаете в сахарницу с "сахаром-песком" и только потом отправляете себе в рот, запивая горячим чаем. Неплохо, если рядом находится ваза с кистями винограда сорта "хусайни" или "шибиргони".
        Когда на Востоке речь заходит о базаре, то естесственным образом подразумевается раннее утро, поскольку жизнь на восточных базарах начинается рано утром и заканчивается (в основном) уже к полудню, когда солнце, поднявшись высоко и набрав силу, начинает нещадно палить всех и вся. Помимо этой причины существует ещё и другая: на Востоке очень принято уважать известную поговорку: "Кто рано встаёт, тому Бог подаёт". Вообще, почти все жители Бухары склонны относиться ко всякого рода лежебокам и любителям поспать если и не осуждающе, то во всяком случае неодобрительно. Я, к примеру, на всю жизнь усвоил бабушкины слова, которые она, в свою очередь, слышала от своих родителей: "Сон - брат смерти". Она вставала затемно, в пять часов утра и, приоткрыв дверь своей комнаты, садилась незаметно у окна и молилась.Знаменитый бухарский каймок. Фото Г.Саидова, 2006 г. "Рано утром ангелы разносят по домам благую долю ("ризк"), которую важно не проспать" - частенько говаривала она. Мне очень вериться, что там, на небесах, её душа сполна вознаграждена и кружится в восхититительном хороводе, состоящим из ангелов и херувимов.
        Самым ранним базаром считался бараний базар (бозори мол), который начинался в 3 - 4 часа утра и заканчивался к 6 -7 часам. Мне навсегда врезалась в память картина, как мы с отцом однажды пошли покупать барана. К сожалению, я уже не помню - по какому случаю, но, судя по покупке, повод соответствовал не рядовому событию. Мне было лет 10 - 12, но детская память, все-же, сохранила отдельные эпизоды. Помню, что было ещё очень темно: на небольшом пятачке молча расхаживалось несколько продавцов баранов и с десяток - другой покупателей. Силуэты самих баранов еле-еле вырисовывались на фоне темной земли.
        Во первых: никакая покупка не обходится без маклера (даллол), который неизменно присутствовал на таком базаре. Ведь умение торговаться - это особое искусство, требующее от посредника незаурядных качеств: необходимо так суметь сторговаться, чтобе обе стороны в конце чувствовали себя удовлетворенными. И далеко не каждому такое по силам. Вначале маклер опытным глазом профессионала выискивал в среде покупающих неуверенных и неумеющих торговаться людей и, не навязываясь слишком особо, знакомился с ними и выяснял - на какую сумму они рассчитывают. Затем он изучал характер каждого из продавцов и также выяснял - за сколько он собирается продать свой товар. И уже затем переходил непосредственно к самим баранам. Каким-то, одному ему известным способом, он мог в считанные секунды определить - болеет ли конкретное животное, и если да, то - чем. То он осматривал зубы у одного барана, то он внезапно и резко сжимал и отпускал заднюю часть другого и, что-то заговорчески, при этом, совещался шепотом с хозяином товара: то ли ставил диагноз животному и потом сверялся со своими догадками с продавцом, то ли - хорошенько изучив психологию и слабые стороны кого-нибудь из последних, он просто, как мы сказали бы сегодня "брал на понт".
        В любом случае, все его усилия носили конкретный характер и вызывали если не восхищение, то, во всяком случае, уважение. Мне повезло: я ещё застал добросовестных маклеров, которые честными способами отрабатывали свою долю, прикладывая недюженное усердие и настойчивость при непосредственной торговле: зажав крепко в кулак руку продавца, он подзывал покупателя и при нем называл цену за животное. Продавец пытался выдернуть свою руку, говоря:"не-ет, не пойдет", но даллол, продолжая сжимать, тряс его руку, настаивая на своей сумме. Тогда продавец называл свою сумму, но маклер не отпускал своих "тисков" и продолжал трясти руку несчастного. Наконец, после 3 - 5 минутной экзекуции, унесшей немалые силы обеих сторон, вконец измученный продавец соглашался и опускал свою вторую руку поверх маклерской руки. Вспотевший маклер клал сверху свою, закрепляя таким образом свершенную сделку, разжимал свои "тиски", брал за поводок барана и передавал её довольному покупателю, который "отстегивал" причитающую долю посреднику.
        Затем даллол подходил к продавцу, пытаясь выяснить - доволен ли тот совершенной сделкой. И если выходило, что обе стороны довольны, роль посредника на этом заканчивалась и он переключался на очередную пару "продавец-покупатель". Это зрелище нужно было видеть своими глазами. Мне повезло - я видел настоящий спектакль.Старый добрый базар. Фото Г.Саидова, 2006 г. А ведь как, должно быть, шла торговля другими животными в прошлом? Мне кажется, что я отдал бы многое, чтобы увидеть как торговали лошадьми и верблюдами наши предки.Сейчас, по-моему, все это уже "умерло".
        В мое время широкой популярностью пользовалься один из немногих оставшихся базаров, находившийся в старой части города, недалеко от минарета "Калон" и который сейчас жители Бухары называют просто "бозори раста". Совсем рядом с этим базаром распологалось небольшое здание редакции областной газеты "Бухоро хакикати" ("Бухарская правда"), в котором работал сначала ответственным секретарем, а потом и заместителем редактора мой отец - Саидов Бахшилло Абдуллоевич.
        Раз в неделю в нашем доме раздавался телефонный звонок. Звонил папа и спрашивал меня. Я невольно скисал, ибо знал, что сейчас мне предстоит сесть на автобус, курсирующий по второму маршруту (всего их было не больше десятка) и ехать в старый город, к отцу. В обеденное время мы заходили на этот шумный и пестрый базар, где отец не спеша совершал покупки, загрузив меня основательно авоськами с овощами и затем провожал до остановки.
        Как и все бухарцы, отец любил основательно побродить по базару, прицениваясь и торгуясь с колхозниками, приезжающими в город для того, чтобы сбыть свой нехитрый товар. Сейчас уже почти невозможно встретить на рынке колхозника, торгующего своим товаром: на всё уже давно наложена мохнатая лапа перекупщика. Бедного дехканина сразу ставят перед фактом: либо ты сдаешь свой товар оптом (почти за бесценок), либо - мы за тебя не отвечаем. Легко догадаться, что никакому простому труженнику земли не придет в голову бороться с торговой мафией. Затем перекупщики нанимают своих людей для торговли и устанавливают на рынке свою цену. Ни о какой конкуренции речи быть не может. Хочешь - покупай, не хочешь - проваливай.Ряд продавцов ливером на большом базаре. Фото Г.Саидова, 2006 г. Вот так.
        Но я опять-таки повторюсь - мне повезло: я ещё застал тот настоящий живой восточный базар, которым и славится Восток. Отец имел обыкновение не один раз обойти весь базар, прежде чем сделать покупку. Меня это убивало, но он мне постоянно повторял: "Как можно неуважать себя, совершая поспешные и необдуманные покупки? Необходимо присмотреться к ценам, прицениться, поторговаться". А поторговаться он любил.
        - Сколько-сколько?! - переспрашивал оторопевшего и сконфуженного дехканина папа, вскидывая вверх свои мохнатые брови. - Вот, в двух шагах от тебя, люди продают за десять копеек, а ты, набравшись наглости, просишь за свои червивые яблоки пятнадцать? Ты что, с неба свалился?
        Бедняга что-то лепетал в свое оправдание, но отец уже делал вид, что собирается покинуть его. Иногда это действовало и продавец, удерживая за рукав костюма, соглашался уступить свой товар по выгодной для отца цене. Я в такие моменты смущался и старался спрятаться за спину родителя.
        И дело вовсе не в том, что у нас не хватало денег: слава Богу, его зарплате мог позавидовать любой. Просто, тем и отличается настоящий базар от рынка, что здесь человек делает не только покупки, но еще и отдыхает, расслабляется, общается наконец. Умение торговаться - немаловажное качество, имеющее определенное значение при создании семьи. Оно показывает человека с хозяйской стороны, выявляя его практичность и рачительность. Поторговавшись и настояв на своей цене, человек получает небольшое, но удовлетворение тем, что не дал себя легко обмануть. Возникает какая-то гордость за себя, за то, что сумел так выгодно сторговаться и сэкономить деньги.Ряды лепешечников. Фото Г.Саидова, 2006 г. Все это, конечно-же, мелочи, но они поднимают настроение, позволяют человеку почувствовать свою значимость и самоутвердиться.
        В старые добрые времена на базаре свободно можно было попробовать почти любой товар, и если качество его тебя не устраивало, то обид никаких не возникало. Сейчас тоже можно попробовать. Но только в том случае, если жить тебе уже надоело. Современный базар, к сожалению, утратил свою былую сущность, оставив взамен только одну функцию - чистую торговлю по магазинному образцу. Впрочем, я был бы несправедлив, утверждая это однозначно. Кое-где ещё, возможно, и сохранились "реликтовые островки" былого базара, но это уже все равно не то.
        А на упоминаемом мною базаре, сегодня уже торгуют исключительно коврами и ювелирными изделиями: кольцами, браслетами, кулонами, серьгами и брошью.
        Теперь большой базар переместился на окраину, в северо-западную часть города, рядом с полуразрушенной стеной древнего города. Большая площадь позволяет разместить на своем пространстве множество разнопрофильных лавок, лавчонок и магазинов, по всему периметру опоясывающих собою окруженность большого базара. В центре базара находится большое крытое помещение, в котором располагаются ряды продавцов фруктами, овощами, кондитерскими изделиями, пряностями и овощами. За крытым помещением также расположены многочисленные ряды, где продают различные изделия сельского хозяйства: ножи, серпа, мотыги, кетмени, лопаты. Далее - идут ряды продавцов золотошвейными изделиями: халатов, тюбетеек, нарядов для молодожен, платков, сюзане и прочее.Окраина большого базара. Фото Г.Саидова, 2006 г. Еще далее, ближе к городским стенам, расположен "блошинный рынок", на котором торгуют всякой всячиной и старой рухлядью.
        Еще один довольно крупный базар, который хорошо зарекомендовал себя и органично вписался в общую архитектуру современной Бухары - это Крытый рынок. Он возник при мне, поскольку строительство его велось неподалеку от моего дома, где я вырос. Раньше, приблизительно на этом месте, чуть подалее существоло небольшое озеро, прозванное нами "Октябренок". Туда мы часто ходили всем двором купаться и там я однажды чуть не утонул. Затем этот "лягушатник" завалили бульдозерами, разровняли и на его месте построили новое здание редакции и рядом Крытый рынок. Этот рынок характерен тем, что является как бы связующим звеном между старым и новым городом, своего рода географическим центром всего города.
        Некогда, на заре своего становления, главной "достопримечательностью" этого рынка являлся бухарский еврей Арон, которого неизменно, зимой и летом, можно было видеть торгующим пивом (зимой), либо квасом (летом). Рядом со своей неразлучной спутницей - желтой бочкой, на которой кем-то из нашей ребятни было огромными буквами выведено: "АРОН - БЛОНДИН". Казалось бы, ну совершенно безобидное слово. И только переведя взгляд на самого хозяина - копченного и черного как смоль - до вас доходил истинный смысл написанного. Однако, он совершенно не обижался и нисколько не предпринимал попыток - стереть написанное слово. Глядя на него можно было подумать, что ему не то, чтобы лень взбираться на бочку, но просто весь мир был ему, что называется, "до лампочки". У него был постоянно один и тот же умилительно-равнодушно-приветливый взгляд, словно он только что обкурился анаши. Пиво его было всегда отвратительно теплым и разбавленным (впрочем, равно как и квас), но это обстоятельство нисколько не подрывало его авторитета. Никому и в голову не могла прийти мысль оскорбить или обидеть его, поскольку других бочек с пивом в городе я что-то не припоминаю. Казалось, что он жил в совершенно ином, оторванным от реального, мире, и только реальная желтая бочка на колесах являлась той нитью, что связывала его с остальными обитателями данной планеты. Уникальная личность была. Можно сказать, "кусочек бухарской Одессы".
        К сожалению, сегодняшний облик рынков не имеет ничего общего с тем, что представляли из себя ранние восточные базары. Уже почти невозможно встретить на них простого дехканина, торгующего продуктами своего огорода. Все на корню скуплено бессовестным перекупщиком, который устанавливает непомерно высокие цены и ведет себя вызывающе нагло и дерзко. А потому, далеко не каждый рядовой местный житель может позволить себе каждый день вкушать плов или кабоб. Жизнь заставляет прибегать к различного рода уловкам (изобретать различные дешевые заменители, применять подозрительные консервы и сурогататы, а то и вовсе переходить на вегетарианскую диету), дабы разнообразить домашнее меню. В итоге, все это сказывается на качестве пищи и, как следствие, на здоровье нации в целом.
        В погоне за недееспособным клиентом, продавцы соревнуются друг с другом за удешевление конечного продукта, что, в свою очередь, естесственно, не может не сказаться на качестве предоставляемого товара. Если вы решили наверняка покончить счеты с этой жизнью и вас только гложут сомнения относительно эффективного способа избавления, то я вам смело могу посоветовать пойти на рынок и найти самые дешевые манты или самсу, в которых, в лучшем случае, вам попадется один лишь лук (хотя обзываться они будут "мясными"), ну а в худшем - вы достигнете поставленной цели. Как любит в таких случаях говорить мой минский друг: "Ешьте и не бойтесь: первый признак отравления - посинение трупа". Печально, конечно, но пока именно на такой пессемистической ноте приходится заканчивать данную главу...







 



 



 


 
« Пред.   След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 25 июля, вторник
Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000026 секунд
Сегодня 25 июля, вторник
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх