logo
buhara
 

Гавора-бандон

  Г.Саидов
БУХАРСКИЕ МИРАЖИ
Санкт-Петербург
2007


ГЛАВА V
"БУХАРСКИЕ ОБРЯДЫ.
Гавора-бандон (Празднество, посвященное рождению первенца)"
Гавора (детская колыбель)


         Рождение первенца - событие особо радостное и значительное в любой молодой семье. Оно одинаково почитаемо всеми народностями, населяющими нашу планету, а потому обставляется различными ритуалами, имеющими целью закрепить в сознании молодожен и их близких это ответственное событие. Ведь с этого момента, в сущности, молодые становятся полноценной семьей.
         Как вы, вероятно, провильно уже догадались, Бухара в этом плане не является исключением. Более того, рискнем высказать свое сугубо личное предположение: бухарская традиция предполагает более глубокое осмысление данного факта, заставляя молодых крепко задуматься над таким понятием, как "семья" и, следовательно, очень ответственно отнестись к данному институту. Ведь, именно с этого момента муж и жена "теряют" свои личные имена и зовутся в обращении к друг другу, как, к примеру, "они-Адоль" ("мать-Адоля") или "дади-Адоль" ("отец-Адоля"). В данном конкретном случапе мы сознательно привели далеко не типичное имя, даваемое ребенку в бухарской семье, подтекст которого поймет только житель Бухары. Кстати, к названию имени (которое, как это ни странно - в дальнейшем, по мере взросления человека, полностью соответствует тем качествам и чертам характера, заложенным в определении этого имени) следует подходить очень ответственно: ведь оно потом до самой смерти будет сопровождать конкретного ребенка.
         Как мы уже отметили выше, рождение ребенка вообще, событие радостное. Если, к тому же, происходит рождение мальчика, то это "ваще" - можно уже сказать, что "жизнь удалась".Мастерская по изготовлению гавора. Фото из архивов Но это мы так, утрируем несколько. Впрочем, не совсем далеко находясь от истины. Нет, конечно-же, рождение девочки - не менее радостное событие! И, все же...
         Однако, вернемся непосредственно к самому обряду. "Гавора" в переводе с таджикского означает детскую колыбельку, люльку. Глагол же "бастан" можно перевести как "завязывать", "обвязывать", "связать". Последнее, на наш взгляд, более приемлемое, поскольку оно наиболее емко трактует словосочетание "гавора-бандон", как обряд, предполагающий связывание рождения ребенка с детской кроваткой. Конструкция самой кроватки несмотря на внешнюю простоту, должна вызвать, как нам кажется, неподдельный интерес у любого российского читателя, поскольку любая мелочь в ней продиктована прежде всего исходя из житейской необходимости и самого уклада народа. Чуть ниже мы перечислим все элементы детской колыбели с соответствующими примечаниями и разъяснениями, позволяющими понять - насколько далеко "продвинутыми" были наши предки и насколько отсталым является нынешнее поколение.
         Как правило, по рождению ребенка, мать невесты должна отнести в дом зятя "гавору". Для этой цели обзваниваются все многочисленные родственники и близкие. Все они собираются в доме матери невесты: сегодня - это, как правило, обычные серые и большей частью бетонные "пятиэтажки", построенные ещё в советское время. Летом стоит в них невыносимая жара, а зимой мощность ближайшей котельной оставляет желать лучшего. Но, "этим нас не удивишь": неизбалованному никакими излишествами народу напротив, было бы очень странно и не по себе, если б всё вдруг заработало вокруг так, как надо. Однако, мы отвлеклись.
         Кто-то печет самбўса (пирожки с мясом из слоеного теста), кто-то - всевозможную халву и сласти; специально для данного случая заказываются в ближайшей хлебопекарне горячие лепешки к определенному часу; оповещаются и приглашаются специальные музыканты: "нағорачи" (барабанщик), "сурнайчи" (музыкант, играющий на специальной трубе, сочетающей в себе элементы кларнета и обыкновенного пастушьего рожка). Иногда, реже, приглашается и "карнайчи" (музыкант, играющей на длинной трубе, имеющей на конце широкий раструб). Шумак - обычный мочеотводникВсе это в обиходе называется "дойра-ю-думбак" - словосочетание не требующее разъяснений для местного контингента и в то же время, сложно переводимое для русскоязычного читателя.
         Когда все приготовления готовы, стадия вступает в следующий этап, который можно охарактиризовать, как кульминационный, поскольку предполагает непосредственно само шествие-парад, который медленно, не спеша движется к дому молодых. Во главе процессии идут музыканты, исполняющие нехитрую и в то же время веселую и живую музыку, окрашенную в мажорные тона. Все эти характерные звуки "карная-сурная" воскрешают в памяти людей, шествующих следом за музыкантами, их собственные младенческие годы и всякого рода торжественные мероприятия, поднимая, тем самым, общее настроение. Часть молодых людей несет традиционные ляъли (подносы со всевозможными сладостями, лепешками, самсами, а также игрушками для новорожденного, завернутыми в праздничные дастархоны и скрепленные на макушке).
         Особо выделяется в этой процессии брат (или отец) невесты, который несет на своих плечах красиво украшенную гавору - предмет гордости и своеобразный символ зарождения нового человека, продолжателя рода и традиций.
         Раньше, в старину, ни о каком транспорте речи быть и не могло: все шествие чинно и торжественно направлялось к дому молодых "на своих двоих". Теперь же, зачастую нанимается специальный автобус, который доставляет всех гостей чуть ли не к самому порогу. Праздничный столБлаго ещё хватает благоразумия у организаторов мероприятия остановиться за квартал и оставшееся растояние пройти в соответствие с положенной традицией. В доме молодых уже все готово для принятия гостей: в самой большой комнате по всему периметру растилаются стеганые одеяла, именуемые "кўрпа-кўрпача"; вдоль курпачи расстилают дастархон (скатерть), которую, в свою очередь, обставляют всевозможным угощением: на небольшие десертные или пирожковые тарелочки равномерно распределяются фрукты и ягоды, печеные изделия и самбўса, халвойтар (род жидкой халвы) и сласти. Отдельно в небольших пиалах разливают несколько видов варенья. Обычно, из райских яблочек ("себчи җавпазак"), из урюка или давчи ("зальдору", "давча"), из смоквы ("анҗиль"), варенье из лепестков роз ("мураббо-и-гуль") или из айвы ("биҳи").
         Родителям новорожденного вручается гавора и гости рассаживаются вокруг дастархона, таким образом, обряд плавно переходит в свою завершающую стадию, не требующую особых комментарий. Нам остается лишь шепнуть на ухо российскому читателю, что раньше, в былые добрые времена спиртное в скромном перечне меню даже не рассматривалось.
         По традиции, со стороны невесты - гавора и подарки, а со стороны жениха - угощение и все остальное. Как говорят сами бухарцы: "Аз тарафи келин - ляъли-ю ва сару-по, аз тарафи домот - оби-ошаш". Основным блюдом является плов или кабоб, подаваемый чуть позже. Расходы на мероприятие подобного уровня, обычно, не столь уж большие, но, тем не менее, они неизбежны и заносятся в статью расходов семейного бюджета. Можем лишь с уверенностью отметить, что для рядового бухарца нести это бремя было нелегко всегда: и в дореволюционное время, и в советское, и теперь. К сожалению, авторы вынуждены констатировать тот факт, что с годами количество подобных мероприятий свелось к минимуму.Шумак для мальчика (слева) и шумак для девочки (справа) Если раньше, обряд "гавора-бандон" был, что называется, "на слуху" и "на глазах" чуть ли не ежедневным и обычным мероприятием, то сейчас, в начале 21-го века, найти его в прежнем виде - нелегкая задача. Нет, обряд этот не предан забвению, но, в силу экономического положения, вынужден был сильно подвергнуться некоторой модификации, что, однако, никоим образом не оправдывает нынешнее поколение бухарцев.
         Попробуем же теперь вместе с вами разобраться - из чего состоит гавора? Прежде всего следует выделить столь необходимые элементы гавора, как "тубак" и "шумак". Тубак - это обычный ночной горшок для испражнений. Сделан он на гончарном круге и представляет из себя цилиндрическую емкость, покрытую изнутри лаком и устанавлемую в специальное отверстие, проделанное в центре гаворы. Шумак же - это обычный мочеотводник, сделанный вручную из дерева. Шумаки делятся на два типа: для мальчиков и для девочек, что, впрочем, совершенно понятно, если исходить из анатомических данных. Один конец шумака опускается в тубак, а оставшийся прикладывается плотно к половым органам ребенка. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что ничто не может потревожить сон ребенка, поскольку его попка также находится непосредственно над горшком-тубаком. Сытому накормленному ребенку остается всего лишь спать, писать и какать.
         Сперва гавора застилается специальным матрацем, именуемом "қавс". Внутренность этого матраца заполняется шелухой гороха (иногда добавляется пшено), выполняя, таким образом, двоякую функцию: с одной стороны - это, своего рода, ортопедический матрасик для столь нежного и хрупкого создания, что из себя представляет новорожденное дитя, а во вторых - благодаря своей уникальной начинке такой матрац обладает такими удивительными свойствами, как вентилляционность, поскольку содержимое матрасика позволяет свободно и беспрепятственно проникать воздуху, защищая, тем самым, ребенка от чрезмерного запотевания и одновременно предотвращая от деформирования детский скелет и череп. Вот как выглядят дастбанд и пойбандТем не менее, существуют немало противников гаворы, которые ссылаются на тот факт, что подобный матрац является недостаточным средством защиты от деформирования черепе ребенка и в качестве примера, как правило, предоставляют на всеобщее обозрение свою "квадратную" голову. Что ж, мы - авторы данной статьи - рискуя остаться в глазах уважаемых читателей неисправимыми ортодоксами склонны, все-же, доверять более предкам, нежели достижениям современной медицины.
         Поверх кавса, который, кстати, имеет в середине отверстие для тубака, стелется тахпўш (легкий ватный матрасик). Тахпўш имеет два варианта - летний и зимний. Нам думается, излишне напоминать о том, что и в нем также имеется специальное отверстие. В основании, у ног ребенка располагается пойпеч (пеленки), коими обертываются ножки.
         Существенную роль играют такие элементы, как дастбанд и пойбанд. Если принять во внимание, что "даст" в переводе с таджикского - это рука, а "пой" - нога, то нетрудно догадаться, что подобное приспособление предназначено для того, чтобы плотно обернуть вокруг гаворы руки и ноги ребенка. Конец дастбанда и пойбанда заканчиваются достаточно широкими веревками. Ими обматывают верхнюю перекладину гаворы и таким образом фиксируют положение ребенка. На начальной стадии развития ребенка - это непременное условие. Дело в том, что ребенок, впервые попавший во взрослый мир, может неадекватно среагировать на движение собственных рук и в результате сильно испугаться.
         Существует даже специальный ритуал, целью которого является отвращение от ребенка злых духов и прочей нечисти.Тумор (оберег), зашиваемый в виде треугольника на гаворапўше (накидке) Для того, чтобы ребенок не боялся внезапных шумов и различных звуков над перекладиной гаворы колят чормагз (грецкий орех) и набод (разновидность кристаллизованного сахара). "Чтобы рос бесстрашным и жизнь его была сладкой". Иногда, имеет место и другой ритуал: под матрац ребенка кладут нож и чеснок. Полагаем, что данный смысл в интерпретации не нуждается.
         Следует также не упустить из виду ещё одну немаловажную деталь гаворы. Это - тумор (оберег) от дурного глаза. Не секрет, что в ряде народностей существуют свои специфические способы предотвращения от злых духов, от сглаза и тому подобное. В нашем случае это выглядит достаточно просто. В гаворапўш (накидку), которая также имеет два варианта (летняя и зимняя), зашивается небольшой треугольничек, заполненный семенами мака, именуемый в просторечии, как "сиёдона" ("сиё" тадж. - черные, "дона" - семена).
         В заключение, нам остается лишь добавить, что смотрины ребенка, как правило, происходят лишь по истечение сорока дней. По традиции, родственники молодых родителей приходят с чисто символическими подарками, целуют ребенка, утверждаются во мнении, что ни на кого-либо из соседей он не похож, говорят приятные слова-пожелания и незаметно подсовывают денежную купюру ему под подушечку. Достоинство купюры, обычно, не оговаривается - кто чем располагает. Родители в этом случае, конечно, начинают возмущаться, но не стоит на это обращать особого внимания. Это всего лишь дань этикета. Они и так немало потратились на данное мероприятие и потому, будьте уверены, лишняя копейка им сейчас никак не помешает.


 
« Пред.   След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 21 сентября, четверг
Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000034 секунд
Сегодня 21 сентября, четверг
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх