logo
buhara
 

Таъзия

  Г.Саидов
БУХАРСКИЕ МИРАЖИ
Санкт-Петербург
2007


ГЛАВА V
"БУХАРСКИЕ ОБРЯДЫ.
Таъзия (Обряд погребения)"
Мусульманское кладбище хазрати Имоми Хўджат-барор (Абу Хавси Кабир)



Суета сует, сказал Екклезиаст, суета сует, — все суета... Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки... Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, — и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечтo, о чем говорят: "смотри, вот это нoвoe;" но это было уже в векax, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о тoм, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
(Книга Екклесиаста, глава 1)

         Что может быть всего ужаснее, нелепее и обиднее для человека, как не смерть? Она неизбежна и неотвратима. Невзирая на чины и звания, на богатство и бедность, на ученость и безграмотность. Неподкупная, она стоит над каждым из нас со своей косой, криво и равнодушно ухмыляется и ждёт своего часа. И как только этот час наступает - никакие сокровища мира, никакие миллиарды не помогут нам отсрочить положенное хотя бы на минуту. И нам, действительно, невольно приходится соглашаться с Екклесиастом, поскольку ничего друго не остается.
         Обряды похорон во все времена и у всех народов являлись зрелищем тяжелым и печальным. Мне, 8-9-ти летнему мальчишке, на всю жизнь запомнились похороны нашей соседки по дому - пожилой русской женщины. Я, как и все любопытные мальчишки нашего двора, вошел в подъезд, где находилась квартира покойницы и вдруг почувствовал, как резко повеяло холодом и темнотой. Впрочем, в подъезде постоянно было темновато и несколько прохладнее, чем на улице, но то, что я почувствовал, было нечто другое, необъяснимое и неприятное. И уже поднявшись на первые три степеньки, я внезапно обмер: прямо передо собою, всего в трех шагах, я увидел крышку гроба, обитую черной материей и красными кантами по бокам. Она молча покоилась, прслонившись в стене. Мне стало жутко не по себе, завидя подобное зрелище, несмотря на то, что я изо всех сил старался не показывать окружающим свой страх.. Её молчание было красноречивее всяких слов. Потом на глаза попались венки с искусственными розами, обвитые черными траурными лентами, а потом и сама покойница, на которую я старался не смотреть. Мне мучительно хотелось выйти поскорее на улицу: туда, где светит солнце и цветет зеленая трава; где щебечут на деревьях птички и где бегают по всему двору непоседливые куры. Но я понимал, что необходимо ещё какое-то время постоять для приличия, и я, пересилив себя стоял и ждал, когда же, наконец, закончится это наказание.
         И уже потом, став несколько старше, мне на глаза попались строки Сенеки, которые многое мне разъяснили, заставив меня заново пережить ту картину моего далекого детства: "Не сама смерть, сколько атрибуты смерти устрашают нас".
         Вышесказанное вполне можно отнести и к мусульманскому обряду похорон, разве что, за некоторым исключением. Вместо венков и гробов тут несколько иные атрибуты. Во всяком случае, если исходить из того, что рассматриваемый обряд касается строго бухарского региона.
         Итак, что же необходимо предпринять той семье, которую постигло это страшное горе? Страница рукописного коранаНу, во-первых, следует здесь сказать вот о чем: если человек находится в уже достаточно преклонном возрасте и, следовательно, догадывается о том, что дни его сочтены, то благоразумие диктует ему заблаговременно позаботиться самому по мере своих сил о том, чтобы подготовить все необходимое, дабы избавить от хлопот и лишних расходов родных и домочадцев. Это вовсе не означает, что родные расчитывают на подобный акт со стороны умирающего. Нет, конечно. Ведь, похоронить родителя - это прямая обязанность и священный долг детей. Тем не менее, зачастую пожилые люди уже заранее стараются скопить из своих скудных сбережений и нищенской пенсии ту необходимую сумму, которая затем уйдет на их похороны.
         Скажем сразу, что на начало 21-го века сумма эта может варьироваться от 500 до 800 американских долларов. Это по самым скромным подсчетам. Перечислим пока коротко то, что в первую очередь следует приобрести семье, которую постигла такое горе:
         Суф (белый материал или марля) - 21 м.;
         Сўзани (сюзане) - 2 шт.;
         Ведра (новые) - 2 шт.;
         Черпак для воды (новый) - 1 шт.;
         Корыто для обмывания - 1шт.;
         Вата - 1-2 кг.;

         Как правило, при каждом квартале или махалле существует склад общественного инвентаря на случай свадеб или похорон. Там обязательно должные существовать такие вещи, как корыто для обмывания покойника и тобут (погребальные носилки). Остальной инвенталь необходимо заранее приобрести самим.
         Когда становится вполне очевидным, что никакая, даже самая совершенная медицина не в состоянии повернуть необратимые физиологические процессы вспять, лучшим благом считается забрать тяжело больного в родные стены, на этом этом, порой, даже настаиваютсами врачи. На дом вызывается мулла, либо кто-либо из близких, кто умеет читать коран и над умирающим читается 36-я сура из корана, именуемая "Ёсин". Считается, что после прочтения этой суры человек либо идет на поправку, либо его душа возвращается к Аллаху. Насколько, мы можем свидетельствовать, чаще происходит последнее. И, тем не менее, читать над умирающим эту суру - обязательное условие. Прийти и почтить во всеобщей молитве память умершего считается несравненно более богоугодным делом, нежели не упустить свадебное мероприятиеЕё благотворное влияние не подлежит никакому сомнению.
         Бухарский народ, с присущим ему юмором и филосовским подходом к жизни сумел даже такой критический момент в жизни умирающего обыграть в следующей словесной формуле: "Ё исин, ё - усун" (игра слов, переводимая с тадж. как "Или - сюда, или - туда"). Объяснение этому, по всей вероятности, следует искать в том, что коренные жители Бухары всегда были далеки от истового и безудержного фанатизма, что, однако, не мешало им глубоко и искренне чтить фундаментальные основы Ислама, глубокий смысл которых никогда не имел ничего общего с теми объяснениями, что трактуют мракобесы "от Ислама", которые бьют себя в грудь, выставляя напоказ свое "благочестие" и "праведность". Этим, по-видимому, и объясняется столь восторженное преклонение перед бухарцами в странах далекого Магриба.
         Следует сказать, что по мусульманскому обычаю покойника следует похоронить до заката солнца. Труп нельзя держать более одного дня. Вероятнее всего это в немалой степени связано также и исходя из климатических условий.
         Рамки данной статьи не позволяют нам пускаться в эсхатологический экскурс относительно загробного мира, а потому мы, исходя из вышесказанного ограничемся лишь той стороной обряда, которая по большей части закреплена в сознании бухарцев: в последовательности отправления ритуалов, строго придерживаясь, при этом, всех норм шариата.
         На время 40-дневного траура в доме покойного нельзя:
         Смотреть телевизор и слушать эстрадную музыку развлекательного характера;
         Распивать спиртное;
         Ругаться и ссориться:
         Готовить мучное;

         В первый день даже нельзя ничего готовить. Это и понятно: домачадцам совершенно не до этого. Поэтому, близкие родственники, едва узнав о постигшем семью горе, созваниваются между собою и договариваются о том, кому и что, в какой очередности готовить. Таким образом, первые два-три дня еда "автоматически" доставляется к дому умершего.
         Несмотря на это, уже со второго дня невестка ставит на плиту большую кастрюлю и готовит шурпу. Однако, мы "забежали" несколько" вперед.
         Все организационные мероприятия начинаются с того самого момента, как зафиксирована смерть. Эта драма, понятная для любого народа, требует, все-же, каких-то определенных шагов, направленных на то, чтобы соблюсти весь дальнейший ритуал согласно правилам шариата. Не одобряется, если кто-либо (а тем более - все родные) поддавшись горестной утрате, будут сидеть сложа руки и всего лишь скорбеть. По периметру комнаты растилаются кўрпача и дастархонНеобходимо хотя бы кому-нибудь из близких "встряхнуть" и вывести из оцепенения родных, взяв "бразды правления" в свои руки: срочно необходимо найти мурдашўя (обмывальщика трупов), съездить на кладбище и договориться с гўркавом (копателем могилы), обзвонить всех близких родичей, получить у врачей свидетельство о смерти, наконец, поставить в известность служителей мечети, где предполагается прочесть җанозу (заупокойную молитву) в полуденный час. Необходимо также договориться с вакила (женский распорядитель) и пойкором (мужским распорядителем), поручить кому-то привезти и расставить у подъезда несколько столов и стульев, организовать на улице самовар, поручив кого-либо ответственным за чай. А это, в свою очередь, предполагает наличие определенного набора посуды: чайников, пиал, всевозможных тарелок, чашек и блюд.
         Дом автоматически "делится" на мужскую и женскую половину. Если это район, состоящий из стандартных пятиэтажек, то сама квартира предназначается для приема женщин, а двор на улице срочно огараживается чодиром (брезентом), расставляются столы и стулья, дабы всем мужчинам хватило места.
         Женщины переодеваются в траурный белый наряд и с раннего утра стоят у входа квартиры, двери которой постоянно открыты и громким плачем встречают вновь прибывших родственников. Они обнимаются, слегка похлопывая друг друга по спине, причитают в голос и, по истечение 2-3 минут стенания несколько затихают. Гости заходят в дом, в заранее приготовленную и застланную дастархоном (скатертью) и кўрпачами (стеганными одеялами) комнату, где рассаживаются по периметру её. Во главе, в красном углу сидит оямулло (женщина-священнослужитель), специально приглашенная по этому случаю, и начинает читать отдельные суры из корана. Хозяева дома потчуют всех чаем. На дастархане в десертных и пирожковых тарелках разложены нахўт (восточный горох), маиз (кишмиш), бодом (миндаль), халвойтар (род жидкой халвы), бўй и самбўса (пирожки без начинка и с мясом), нишалло (род белого варенья) и обязательно лепешки. Через короткое время гостей угощают либо пловом, либо мантами, либо болгарским перцем фаршированным мясом (все это уже принесено кем-то из предусмотрительных родственников). Затем, читается очередная молитва и гости встают, прощаясь с хозяевами дома, говоря им утешительные и напутственные речи, полагающиеся данному случаю. Ближайшие же родственники остаются и присоединяются к хозяевам дома, дабы поддержать их. Они уйдут только после захода солнца с тем, чтобы наутро вновь возвратиться, естесственно, не с пустыми руками. Мужчины подпоясываются мьёнбандом и облачаются в җома (специальный халат) сообразно сезонуТем временем порог дома переступают вновь прибывшие женщины и вся процедура повторяется сначала.
         Всем женщинам, пришедшим почтить память покойного, раздаются маленькие "узелочки-платки". В обыкновенный платочек, размерами 30 на 30 см., насыпают по небольшой горсти кишмиша, гороха и 3 -4 кусочка сахару. Все это заворачивают в "узелочек" и раздают всем женщинам.
         На кухне хозяйничает вакиля, бойко раздавая поручения молодым девочкам, которые без устали носятся по дому, выполняя самую "черную" работу: необходимо следить за тем, чтобы всем всегда хватало чая и пиал, переодически забирать их, мыть и вновь расставлять по первому требованию, заранее привести в порядок не только все комнаты в квартире, но и убраться на улице, где должны собираться мужчины.
         В специальной комнате мурдашўй обмывает тело покойного. По окончании всей процедуры ему полагается помимо денег дать ещё: калўш (калоши), махси (род тонких сапог), кое-что из вещей покойного, табак (керамическое блюдо), чойник (чайник), пиёла (пиалы), коса (сферическая чашка под первое) и кўрпа-кўрпача (стеганое одеало).
         На улице, во дворе происходит приблизительно такая же картина, но связанная исключительно с мужским контингентом. Хозяева-мужчины подпоясываются мьёнбандом (платком) и обязаны облачится в җома (халат, соответствующий сезону). На голову надевают калапўш (тюбетейку).
         Из ближайжей мечети приглашается домло (священнослужитель, либо человек, знающий коран). В течение трех дней подряд он обязан сидя во главе стола читать суры из корана каждой вновь прибывшей партии людей. Происходит это следующим образом. Как только известие о смерти становится известным окружающим, молва моментально разносит эту весть не только до дальних сородичей, но и до тех людей, кто в силу каких-либо обстоятельств встречался или работал с покойным. Почтить память умершего считается несравненно более богоугодным делом, нежели посетить свадьбу.
         Начиная с самого раннего утра, то есть с восходом солнца, люди начинают стекаться к дому покойного. Войдя во двор, партия прибывших подходит вначале к хозяевам и выражаем свои соболезнования. Затем усаживаются за дастархон и домло начинает читать суры из корана. Как правило, это длится не более 3 - 5 минут. По окончании молитвы домло произносит пожелания, связанные с тем, чтобы душа усопшего обрела покой в раю и все присутствующие совершают омин (аминь). Люди угощаются традиционным чаем, фруктами и т.д. и по истечение 2 - 3 минут обращают вновь свой взор на домло, который, в свою очередь, обязан вновь прочесть более короткую молитву и, гости, совершив омин, должны встать, чтобы освободить место для вновь прибывающих. Здесь многое основано на интуиции и исходя из внутренней культуры, сложившейся исходя из многовекового уклада жизни данного народа. Вам никто не скажет, что пора вставать: вы сами должны это почувствовать.
         Тем временем, на пороге дома скапливается уже новая партия людей. И все начинается заново. На самоварщика ложится не менее ответственная задача, чем на остальных Неважно - пришло ли десять новых людей или пришел просто один человек. Правда, справедливости ради, следует отметить, что для большего количества людей молитва читается дольше.
         Точно также, как на женской половине дома молодые девушки выполняют роль подсобных рабочих, точно также и здесь, молодые юноши не должны забывать о своих обязанностях - вовремя подносить вновь прибывшим чайник горячего зеленого чая с чистыми пиалами и вовремя убрать посуду за ушедшей партией.
         Наконец, к полудню, когда тело покойного обмыто, завернуто в саван и сюзане и уложено в тобут, мужчины, подхватив погребальные носилки с четырех сторон, поднимают их и несут на своих плечах до мечети, расположенной на территории кладбища.. Женщинам не позволяется сопровождать похоронную процессию. Они обязаны остаться дома. Впереди этой процессии идут сыновья и внуки покойного с посохами из обрубленных веток тутового дерева и громко причитают. За их спинами идет толпа, которая попеременно сменяет тех, кто на своих плечах несет погребальные носилки. По неписанному правилу, если на пути похоронной процессии встречаются незнакомые люди, богоугодным делом считается, если последние подбегут к толпе и выявят желание - пронести тобут на своих плечах несколько шагов. Несмотря на то, что среди самой процессии желающих понести носилки всегда хватает, тем не менее, незнакомым встречным людям данные права предоставляются вне очереди. Особенно это касается шоферов: завидя издали похоронную процессию, они тут же останавливаются и спешно бегут с тем, чтобы выполнить свой долг. Считается, что потом дорога их станет намного безопасней.
         В мечети тобут опускают на специальный постамент и мулла начинает читать джаноза (заупокойную молитву). По прочтении молитвы тело покойного несут к заранее подготовленному сагона (могильное сооружение ввиде склепа, с единственным входом-выходом. Туда вносится тело покойного, завернутого в один лишь саван, и укладывается головой в сторону Мекки. На третий день проводят  бегоҳ-и-җумаЭто лишний раз свидетельствует о том, что человек приходит в этот мир ни с чем, и, следовательно, возвращается ко Всевышнему не забрав с собой ни единой вещицы.
         Существуют ещё один способ захоронения - старинный. Гўркавом выкапывается глубокая яма в человеческий рост, приблизительно в метр шириной и в два длиной и уже затем, в одном из её углов выкапывается непосредственно сама ниша-склеп, "уходя" несколько в сторону от основной ямы. Это называется ляҳат (буква "х" здесь почти не произносится). Такой способ захоронения считается более древним и почитаемым. Ниша эта достаточно просторна: высота её от пола до потолка составляет примерно около метра. Дело в том, что по мусульманскому поверью, именно здесь на сороковой день должно состоятся предвварительное чистилище, прежде чем душа покойного отправится в ад или рай. К покойному являются два ангела (Мункир и Накир), которые устраивают допрос, перечисляя все хорошие и плохие дела испытуемого. Покойник же обязан будет приподнять свою верхнюю часть туловища (то есть, "сидя") и таким образом отвечать на вопросы ангелов. Вот почему ниша делается именно такой высоты.
         На третий день отмечается, так называемое, "Бегоҳи-җума" - мероприятие-поминки по покойному, когда к полудню готовится плов. В обеденное время, пришедшие почтить память покойного люди рассаживаются вокруг столов, выпивают по пиалушке зеленого чаю, кушают плов (из расчета - одна тарелка плова на двоих), слушают молитву-поминание за упокой души и, совершая "омин" ("аминь"), встают и сразу же расходятся по своим делам. На их место заступает следующая очередная партия вновь прибывших людей.
         Все три дня сыновья покойного обязаны рано утром, за час до восхода солнца, посетить погилу и прочитать молитву за упокой души. Считается, что молитва сына в сотни раз быстрее доходит до Всевышнего, чем молитва, прочитанная просто нанятым священником. Входя на кладбище, следует вместо обычного "Бисмиллохи-р Рахмани-р Рахи-и-м", произнести следующую формулу:

         "Ассалому-аляйкум аҳли куброн,
         Осуда бошед - қиёмат назик аст.
         Шумоҳоям будет моҳо барин,
         Моҳоям мешем шумоҳо барин."
         (Приветсвие покоящимся здесь душам
         Будьте начеку - конец света близок.
         И вы были одними из нас,
         И мы станем одними из вас.)

         Следующее мероприятие, отмечаемое на 20-й день, называется "Бист" (от тадж. - "двадцать"), что в объяснении особо не нуждается. Считается, что это, в основном, "мужское" мероприятие. На него приглашаются только близкие родственники-мужчины.Плов - это блюдо, которое сопровождает как свадьбу, так и поминки Поскольку, как правило, количество приглашенных по-восточным меркам небольшое (примерно 20 - 30 человек), то проводится оно дома, где на пол расстилают кўрпача по периметру большой залы, а вдоль этих кўрпа-кўрпача стелят дастархон (скатерть) с угощением. Также готовится какое-нибудь основное блюдо (чаще всего - плов), читаются суры из корана специально приглашенным из мечети домло, а затем все расходятся.
         На сороковой день отмечается "Чиль" (от тадж. - "сорок"). Это уже, в основном, чисто "женское" мероприятие. Все происходит аналогичным образом с той единственной лишь разницей, что на сей раз вместо мужчин собираются женщины.
         И последнее мероприятие это "Сол" (от тадж. - "Год"), отмечаемое на годовщину. После этого женщины могут снять траурное белое одеяние и облачиться в цветастые или нарядные платья. До этого момента они не имеют права: посещать увесилительные заведения, снимать траурную одежду и т.д. Правда в наше время "годовщину" уже отмечают и через 6 - 7 месяцев. Если кончина близкого произошла непосредственно перед намечаемой свадьбой молодых людей, то здравый смысл и этикет обязывает близких родственников отменить на следующий год или, хотя бы, повременить некоторое время со свадьбой, то есть "отодвинуть" её, по крайней мере" на сорок дней.
         По окончании года, родственники и близкие умершего, как правило, заказывают мираки (то есть, облицовывают надгробие), украшая её различными надписями-пожеланиями. Как это ни странно, но находятся такие почитатели (а таких, к сожалению, в последнее время немало), которые украшают надгробия своих близких фотографиями, бюстами, а порою и целыми скульптурными композициями, нисколько, при этом, не смущаясь того факта, что подобные "художества" и изыски идут вразрез с положением, установленным на сей счет во всем мусульманском мире. Наш утешает лишь то, что покойники - надеемся - этого не видят. Соревновательный дух, затронувший теперь уже и загробную жизнь, нужен всего лишь живым. Мертвые же, уже давным-давно извлекли из всего этого для себя урок.


 
« Пред.   След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 21 сентября, четверг
Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000019 секунд
Сегодня 21 сентября, четверг
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх