logo
buhara
 

Туи суннати

  Г.Саидов
БУХАРСКИЕ МИРАЖИ
Санкт-Петербург
2007


ГЛАВА V
"БУХАРСКИЕ ОБРЯДЫ.
Суннат-тўй (Мусульманский обряд обрезания)"
Худ.Пьетро Перуджино, Сикстинская капелла. Фреска, 1482г / Обрезание Моисея


         В жизни каждого мусульманина особо отмечаются две важные вехи: первая - когда совершается обряд обрезания крайней плоти полового органа мальчика, который обычно происходит когда ребенку исполняется 3, 5, 7 (реже в 9, 11), но до 13-ти лет, и вторая - когда юноша (мужчина) собирается жениться.
        Как можно заметить совершение обряда обрезания происходит когда ребенку исполняется нечетное количество полных лет.Мусульманский обряд обрезания в различных регионах мусульманского мира происходит по-разному.В данном, конкретном случае, речь пойдет об обряде, совершаемом в бухарском регионе (Узбекистан). Поскольку данное событие, как было отмечено выше, имеет особое значение, то, естесственно, отмечается оно широко, с размахом. Не случайно, обряд этот носит еще в просторечии название "малой свадьбы".
        Большинство семей в Узбекистане имеют от 3-х до 10-ти, а то и более детей. Поэтому нетрудно догадаться - какое количество близких родственников имеет каждая семья собирающая отметить это событие. Количество гостей, в среднем, варьируется от 50 до 200 человек. Бывают, конечно, больше или меньше.
        Традиционно, во время таких празднеств дом делится на мужскую и женскую половины. В большой зале, по всему периметру на пол стелятся стеганые одеяла (кўрпача), как правило из атласа или бархата. На них усаживаются гости, скрестив обычно ноги по-восточному. Перед гостями, вдоль кўрпачи растилают национальную скатерь (дастурхон), на которую раскладывают подносы с восточными сладостями. Как правило, это - фрукты, кишмиш, очищенный грецкий орех,очищенный миндаль, парварда (сладость, приготовляемая из муки и сахара),
нишалло (традиционная бухарская сладость), варенье пару видов (что либо из следующего: из абрикосов, вишни, китайских яблочек, лепестков роз, инжира, айвы и.т.д.), халвойтар (род жидкой халвы), ну и, конечно-же, зеленый чай и свежие горячие средне-азиатские лепёшки (не станем перечислять, ибо их много видов), испеченные в тандыре (танўр) - специальная печь для выпекания лепешек, самсы и различной сдобы, которая создается из специальной глины и имеющая сферическую форму.
        Если не хватает места в большой зале, то дополнительно стелят кўрпача и дастурхон, но уже во внутреннем дворе дома (рўйҳавли) и усаживают вновь прибывших гостей.
        На женской половине всё происходит точно так-же, что и на мужской, с небольшим, но существенным дополнением, а именно - всё внимание сосредоточено на мужской половине дома, поскольку там будет происходить главное событие дня, и, следовательно, согласно мусульманским традициям главная доминанта и превалирующее значение отдается безоговорочно мужской половине.
        А тем временем идёт эмоциональная и психологическая подготовка главного "виновника" этого праздника.
        Один из авторов данной статьи может частично поделиться личными ощущениями, происходящими в душе маленького ребенка и атмосферой, окружающей его в этот момент, перенесясь в свое недавнее прошлое и ... будет не так уж неправ, поскольку традиции, живущие в народе, достаточно сильны и не теряют своей самобытности и прелести не только по истечении времени, но и несмотря на разного рода политические катаклизмы.


        Традиция учит, что ребенка нужно подготавливать к такому событию. Понятно, что в разные эпохи это происходило по-разному. Я жил и воспитывался в советское время, и в соответствии со своей эпохой у детей того времени были свои определенные ценности. Самой высшей из которых считался велосипед. Да, да - обычный велосипед. Не для взрослых, поскольку мне было тогда всего лишь пять лет. И даже не двухколесный, ибо это был "высший пилотаж" для меня. А простой - трехколесный. Это было недосягаемой моей мечтой. И вот, в один прекрасный день мне говорят, что эта мечта не так уж и не осуществима. Нужно только выполнить одну небольшую процедуру: такого-то числа к нам домой придет Усто (мастер); он посмотрит твой дунгуль (писку), помажет его маслом и... уйдёт восвояси... Я не верил своим ушам! Да неужели такое возможно! Подумаешь, показать письку. Да ради велосипеда я готов отдать её совсем! (мог ли я тогда предполдагать, что почти наполовину выполню своё обещание?). А в назначенный день явился усто. Я почти не обращал на него внимания, тем более, что большую часть времени находился на женской половине дома, и бабушка ( папина мама) всё заставляла скушать очередную порцию плова с её руки. Очевидно для того, чтобы я мог крепче держаться в седле и не упал с велосипеда. Правда, иногда ко мне подбегали значительно старшие по возрасту братья и родственники и, подмигивая, пугали меня тем, что сейчас усто отрежет мне дунгуль, но бдительные женщины, во главе с бабушкой были начеку и на корню пресекали любые попытки "просветительства".
        А потом был усто. Было больно, но все вокруг, почему-то, улыбались и совали мне деньги. Много денег. Когда карманы уже были заполнены, их клали под подушку. Это немного меня успакаивало.
Но велосипеда мне так и не купили...


        Нам довелось побывать на одной из таких свадеб, где мы с удовлетворением констатировали и убедились на личном опыте, что ничего особенного не изменилось в традициях народа, который, пройдя столько политических, экономических и иных передрязг, по неведомым никому законам сумел сохранить, пронести и передать последующим поколениям культурное и этнографическое наследие своих великих предшественников.
        Итак, наш короткий фоторепортаж с места события: август 1990 года, г.Бухара. Старинный дом предков коему более 150 лет.
рис.1


1. Именинника приглашают в комнату гостей, где его оденут в новый халат (җома) и национальную тюбетейку (калапўш). рис.2


2. Право накинуть халат предоставляется по обычаю одному из старших и уважаемых в квартале людей. Выбирать такого человека - прерогатива хозяев. Однако, человек этот не должен быть из числа родственников. рис.3


3. В этом наряде именинник должен предстать перед гостями.
Гости - близкие (и дальние) родственники, соседи, проживающие в данном квартале. По традиции, на самое почетное место (располагается, как правило, на противоположной стороне от входа) усаживают в зависимости от возраста - чем старше, тем почетнее место.
рис.4


4. Фотограф просит отца виновника торжества (дадажона) сфотографироваться с сыном на память. рис.5


5. Только что поверх головы именинника бабушка (Бибижон) бросила деньги. Этого момента с особым вниманием, обычно, ждут дети. Потом, выйдя на улицу, хвастаются между собой - кому удалось собрать больше. Мелочь, конечно, но похоже некоторые родители этому факту придают "особое" значение, поскольку иногда можно услышать комментарии по этому поводу. рис.6


6. После мужчин надо показать себя и женской половине дома.
Здесь следует остановиться поподробнее. Это водораздел: наступил момент (в каком-то роде) прощания с детством. Обращаясь к истории других народов, можно привести пример Спарты - там, до достижения 7-летнего возраста, дети мужского пола оставались на женской половине. Важен психологический аспект происходящего события - мальчик ощущает свою сопричастность к мужескому "клану", что, наряду со многими предоставляемыми правами, накладывает, помимо всего прочего, не менее многочисленные обязательства перед обществом в целом и перед женщинами в частности.
рис.7


7. А это портрет для любимой мамочки. рис.8


8.Перед тем, как непосредственное "познакомиться" с усто (мастером), необходимо сняться на память со своими братьями и сестрами во главе с бибижон (бабушкой). Бибижон: "Жаль, что не все внуки собрались. До "полного комплекта" не хватает ещё двоих внучат." рис.9


9. А вот и знакомство с устошкой...

Справка
Это усто-Мухтор. Он является учеником того самого усто, который 28 лет тому назад делал обрезание дадажону (отцу именинника). А тот, в свою очередь, являлся сыном того самого усто, который 60 лет тому назад имел счастье "познакомиться" с ... самим Бобожоном (Дедушкой). Вот так-то!

Да, такое в Бухаре бывает достаточно часто, - приемственность традиций...
рис.10


10. Калапўш (тюбетейка) должен находится на животе мальчика, дабы ребенок не видел самой процедуры обрезания.
Что касается инструмента обрезания, - везде по-разному: у кого-то хорошо отточенным ножичком, у кого-то ножницами. Чаще всего специальной бритвой-ножом, как в данном случае. Первый приход мастера происходит примерно за неделю до непосредственного обряда с тем, чтобы тщательно обследовать сам "предмет". Дело в том, что у некоторых мальчиков крайняя плоть (небольшой кусочек кожи, прикрываемый головку письки), подлежащая удалению, бывает слипшейся, то есть при оттягивании - не совсем свободно "ходит". К примеру, сросшейся. Усто, в этих случаях, называют этот дефект "кўр" ("слепой") и устраняют этот недостаток физически. Понятное дело - для ребенка данная процедура бывает мало приятной.
Достаточно взглянуть на руки дадажона (отца), чтобы хотя-бы отдаленно представить - что происходит в данный момент в его душе. У изголовья мальчика находится ближайший родственник и крепко держит руки ребенка. Часы на руках показывают время - 18-30.
рис.11


11. После обрезания дунгуль (писька) обкладывается специальной черной ватой. Она предназначена для того, чтобы остановить кровь. Затем она засыхает и, тем самым, предохраняет сию важную часть органа мужчины от всякого рода инфекций. Примерно недели через две - три, она постепенно отваливается, преображая, таким образом, "гадкого утёнка" в "красавца - лебедя". рис.12


Ещё немного, и устошка оставит мальчика в покое. рис.13


Ну, наконец-то, дунгуль накрывается калапўшем (тюбетейкой) и ... начинается денежный дождь. По обычаю, родственники и присутствующие знакомые дают мальчику деньги. Номинал купюры не оговаривается - это просто дань традиции. Хотя, иногда накапливается достаточно внушительная сумма. Предназначаются эти деньги как-бы для ребенка, но, как правило, львинная доля денег идет на погашение расходов, связанных с данным мероприятием. Ребенку-же, обычно, покупают то, что он просил.
Хотя, мне велосипед так и не купили...
рис.14


Под подушкой у именинника уже скопилась приличная сумма, но собирать все равно интересно.
Дадажон спрашивает: "Что купим - велосипед или самокат?"
- "Нет, теперь я хочу машину, настоящую".
Все вокруг смеются. Кто-то соглашается:"Ну, на четыре колеса ты уже собрал. Осталось - самая малость".
А дадажон ещё долго будет махать бодбезаком (веером)...


 
« Пред.   След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 27 апреля, четверг
Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000033 секунд
Сегодня 27 апреля, четверг
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх