logo
buhara
 

Хроника мусульманских государств

А. Али-заде

Абу Бакр         Умар I ибн аль-Хаттаб         Усман ибн Аффан         Али ибн Абу Талиб        

Х А Л И Ф А Т

Глава I
ХАЛИФАТ ПРАВЕДНЫХ ХАЛИФОВ (11/632 - 40/661)


         Период правления праведных халифов охватывает отрезок времени в 30 лет. За это время сменились четыре халифа, которые были ближайшими сподвижниками Пророка Мухаммада. Согласно ортодоксальной исламской традиции их правление полностью соответствовало наследию Пророка, и, поскольку они были последовательными проповедниками всех доктрин Ислама, такого идеального соответствия земной власти Божественному порядку не было отмечено в более поздней истории Ислама, за исключением правления отдельных правителей, например, омейядского халифа Умара ибн Абдклазиза.
         Праведными халифами были:
         1. Абу Бакр (11/632 - 13/634)
         2. Умар I ибн аль-Хаттаб (13/634 - 23/644)
         3. Усман ибн Аффан (23/644 - 35/656)
         4. Али ибн Абу Талиб (35/656 - 40/661)




АБУ БАКР АС-СИДДИК (11/632 - 13/634)
  • Избрание Абу Бакра халифом

             После смерти Пророка Мухаммада появилась острая и срочная необходимость избрания лидера, который сумел бы взять под контроль ситуацию в Медине и других местах Аравии, поскольку появилась реальная угроза дестабилизации. Бедуины, принявшие Ислам, были еще слабы в вере, а многие вообще не понимали сути религии и приняли ее лишь внешне. Спустя немного времени после смерти Пророка началось массовое отступничество от Ислама, которое вошло в историю под названием Ридда.
             В Медине ансары
    (1) остерегались бедуинов, которые кочевали в окрестностях города. Ансары приняли активное участие в исламском движении, оказали гостеприимство Пророку, были его опорой при создании в Медине первого мусульманского государства, которое объединило многие арабские племена. Помимо попыток реванша со стороны арабских племен мединцы опасались и того, что мекканские мухаджиры(2) после смерти Пророка покинут их и вернутся в Мекку, оставив их один на один со своими проблемами. Они решили, что именно они, мединцы, ответственны за судьбу молодого мусульманского государства. Не мешкая, ансары (большинство среди которых составляли хазраджиты (3)) собрались в месте собрания (сакифе) мекканской семьи Бану Сайда и единогласно выступили за выдвижение халифом своего лидера Саада ибн Убады.
             Что же касается мухаджиров, то одни из них находились далеко от места этих событий, другие были заняты подготовкой к похоронам Пророка, третьи же оказались слишком шокированы известием о смерти Пророка. Некоторые из мухаджиров не допускали даже мысли об избрании халифа в этих условиях, считая, что это может стать предметом разногласий между мусульманами.
             Узнав о намерении ансаров собраться в сакифе Бану Сайда, группа мухаджиров поспешила к Умару ибн аль-Хаттабу. Умар не ожидал такого стремительного развития событий и после кратковременных размышлений и колебаний обратился к Абу Бакру, и они вместе направились в сакифу Бану Сайда. По пути они встретили Абу Убайду Амира ибн аль-Джарраха и уговорили его присоединиться к ним. Затем они встретили двух ансаров, которые подтвердили встревоживший мухаджиров слух, объяснили им причины столь срочного собрания ансаров и посоветовали мухаджирам собраться на такой же совет в другом месте; но Абу Бакр, Умар и Абу Убайда продолжили путь и подошли к сакифе Бану Сайда, где решался вопрос об избрании халифа.
             Ход событий показывает, что между ансарами и мухаджирами не было никаких разногласий: ансары организовали собрание и не оповестили об этом мухаджиров только потому, что для этого были объективные причины, часть из которых уже была указана выше; в итоге же на собрании оказались представлены и одни, и другие. К моменту прибытия в сакифу Абу Бакра, Умара и Абу Убайды ансары уже начали собрание и выдвинули кандидатуру Саада ибн Убады. После этого с речью к присутствующим обратился сам Саад. Он подчеркнул исключительную роль мединцев в поддержке Пророка, распространении Ислама, создания мусульманского государства и приведения к покорности арабских племен. Лейтмотивом этого выступления было беспокойство Саада за судьбу мединцев после смерти Пророка в связи с возможной попыткой реванша арабских племен, против которых сражались мединцы во имя Ислама; именно этим обстоятельством и объяснялся срочный созыв собрания сразу после смерти Пророка.
             К прибывшим представителям мухаджиров обратился один из ансаров, предложивший им избрать своего предводителя наряду с кандидатом от ансаров. Фактически это было предложение о двоевластии в мусульманской общине; оно вело к расколу среди мусульман и потому было неприемлемо. Поэтому Умар решил выступить против этой идеи, однако его опередил Абу Бакр. В своем выступлении он подчеркнул достоинства ансаров и признал ту важную роль, которую они сыграли в истории Ислама; однако в вопросе о претенденте на руководство мусульманами он настаивал на том, что халиф должен быть избран из числа курайшитов - родного племени Пророка Мухаммада, так как арабы не приняли бы никакой иной кандидатуры. В конце своего выступления Абу Бакр выдвинул на пост главы государства кандидатуры Умара и Абу Убайды. В ответ ансары также высказали самые добрые слова в адрес мухаджиров и в целом согласились с доводами Абу Бакра. Они предложили, чтобы халиф избирался как из среды ансаров, так и из среды мухаджиров. Из этого сле¬дует, что ансары понимали необходимость привлечения к власти и представителей мухаджиров. Но здесь возникла проблема: к моменту прибытия на собрание Абу Бакра, Умара и Абу Убайды ансары уже присягнули на верность Сааду ибн Убаде. Фактически они избрали его халифом, и он должен был приступить к своим обязанностям. Любое изменение этого решения совета следовало вносить очень осторожно, поскольку Саад ибн Убада был среди ансаров весьма уважаемым человеком. В противном случае это оз¬начало бы бунт против избранного общиной законного ха¬лифа и грозило потрясениями в обществе.
             После Абу Бакра слово взял Умар. Он повторил его доводы о том, что халифом обязательно должен быть представитель курайшитов, поскольку другого халифа арабы просто не приняли бы. В ответ на это ансар Хубаб ибн аль-Мунзир предложил мухаджирам избрать своего лидера и оставить ансарам своего, но Умар возразил ему, сказав, что двоевластие неприемлемо. Он еще раз повторил, что арабы окажут сопротивление любому лидеру, который не будет представителем племени Пророка.
             Хубаб стал настаивать на своей точке зрения и призвал ансаров поддержать его. Тогда слово взял представитель мухаджиров Абу Убайда ибн аль-Джаррах. Он отметил, что, хотя ансары и оказали поддержку Пророку, не они первыми начали борьбу за идеалы Ислама. Затем выступил ансар Башир ибн Саад аль-Ансари, напомнив ансарам о том, что все великие дела, в которых они участвовали, были совершены не ради мирских и личных выгод, а ради Аллаха и Его Посланника, и что Пророк Мухаммад был курайши-том, и потому его племя должно пользоваться преимуществом в вопросе выбора главы государства, и ансары не должны противиться этому.
             Вслед за ним поднялся ансар Усайд ибн Худайр и также однозначно выступил за кандидатуру одного из курайшитов. Он отметил, что избрание халифа от ансаров чревато обострением отношений между ауситами и хазраджитами. В доисламский период эти два основных мединских племени были враждебны друг другу, и между ними постоянно вспыхивали кровавые столкновения. После обращения в Ислам, приглашения в город Пророка Мухаммада и выражения покорности ему этим межобщинным столкновениям был положен конец; однако поскольку в случае избрания халифом мединца последний был бы представителем либо ауситов, либо хазраджитов, возникла бы опасность возобновления забытой вражды между этими племенами.
             Слово опять взял Умар и спросил у присутствующих, известно ли им, что, когда Пророк был смертельно болен и не мог руководить молитвой, он послал вместо себя Абу Бакра? Ему ответили, что это известно всем. В ответ Умар сказал, что никто не имеет права отодвинуть того, кого выдвинул вперед сам Пророк, и все присутствующие согласились с этим.
             Затем слово взял ансар Зайд ибн Сабит. Он также напомнил собравшимся, что Пророк был одним из мухаджиров и что ансары были его помощниками; поэтому, по его словам, лидером должен стать мухаджир, а ансары должны остаться его помощниками.
             После него выступил Абу Бакр, который выразил свое удовлетворение дебатами относительно этого важнейшего вопроса. Закончив свою речь, он попросил Умара дать ему руку для того, чтобы он мог присягнуть ему как халифу, однако Умар сказал, что сам Абу Бакр более достоин поста халифа; тот же возразил, что Умар является более приемлемой кандидатурой, чем он. Несмотря на это, Умар и Абу Убайда сказали ему, что после слов Пророка никто не может выйти вперед него. Они напомнили ему о том, что именно он был спутником Пророка в пещере Саур
    (4) и подвергал свою жизнь опасности ради него и что именно его Пророк назначил руководить общей молитвой в тот момент, когда сам был не в состоянии это сделать (5).
             Сказав это, Умар взял за руку Абу Бакра и присягнул ему на верность как халифу. Вслед за ним это сделали Усайд ибн Худайр и Башир ибн Саад. Затем Абу Бакру присягнули все присутствовавшие, за исключением Саада ибн Убады.
             Эти события еще раз доказывают, что принципиальных разногласий между ансарами и мухаджирами не было. Ансарами двигала обеспокоенность относительно своего будущего, которая и побудила их собраться в сакифе Бану Сайда. Утверждения же о том, что ансары планировали захватить лидерство в мусульманской общине и умалить роль мухаджиров, не соответствуют действительности. Что же касается Саада ибн Убады, то он являлся уважаемым и влиятельным человеком среди сподвижников Пророка. Выдвигая его кандидатуру, мединцы, обеспокоенные своей дальнейшей судьбой, стремились принести как можно больше пользы мусульманскому обществу.
             Это событие произошло в день смерти Пророка Мухаммада, 12 числа месяца раби авваль 11 г. х.
             На второй день после своего избрания Абу Бакр пригласил народ в мечеть. Умар выступил с речью, в которой упомянул о достоинствах Абу Бакра и призвал собравших¬ся горожан присягнуть ему на верность как первому хали¬фу. Народ принял этот призыв, и Абу Бакр ас-Сиддик стал первым праведным халифом. Ему еще раз всенародно присягнули те, кто уже принес ему присягу на собрании в сакифе Бану Сайда.
             После этого Абу Бакр обратился к народу с речью. Он попросил собравшихся быть покорными халифу и помогать ему в деле управления государством.
             Абу Бакру присягнули все, за исключением тех сподвижников, которые были заняты подготовкой похорон Пророка Мухаммада; но после похорон они также присягнули на верность халифу. Только Саад ибн Убада несколько запоздал с выражением покорности Абу Бакру, но впоследствии присягнул и он. Позднее он пал смертью мученика в одном из сражений в Сирии.
             В некоторых исторических документах имеются сведения о том, что отдельные лидеры мусульманской общины неоднозначно восприняли сообщение об избрании Абу Бакра халифом. Примером этого являются сообщения о том, что Абу Суфьян пытался уговорить Али ибн Абу Талиба и Аббаса не подчиняться Абу Бакру
    (6). Но многие историки считают, что эти сведения не соответствуют действительности - известно, что Абу Суфьян принял Ислам только после завоевания мусульманами Мекки, когда у него не оставалось другого выхода, и вполне естественно, что Али, который был ветераном среди сподвижников и отличался непоколебимой верой, не стал бы слушаться его, поэтому вероятность того, что Абу Суфьян вообще могвысказать ему такое предложение, ничтожна. Кроме того, сам Абу Бакр мог сурово наказать его за такую провокацию, однако и такого факта не отмечено. Из этого следует, что эта история является измышлением некоторых поздних повествователей (7).
             Многие суннитские историки опровергают утверждения о том, что Пророк Мухаммад передал власть своему двоюродному брату и выдающемуся сподвижнику Али ибн Абу Талибу
    (8). Согласно их доводам, любое завещание, оставленное Пророком, является Божественной санкцией, и ни один мусульманин не посмел бы ослушаться его. В связи с этим невозможно утверждать, что такой преданный и последовательный сподвижник Пророка Мухаммада, как Абу Бакр, мог проигнорировать это завещание, если бы оно действительно существовало. Хорошо известно, что Абу Бакр на протяжении всей жизни неукоснительно выполнял любые поручения Пророка. С другой стороны, суннитские историки говорят о том, что и сам Али, который шел на смерть ради исполнения любого приказа Пророка Мухаммада и никогда не поступался своими принципами, также не стал бы молчать, если бы такое завещание действительно имелось (9). Они отвергают и сообщения о том, что Али признал правление Абу Бакра лишь на словах, опасаясь возможной дестабилизации обстановки в общине. По их словам, такое действие означало бы неискренность Али к другим сподвижникам Пророка Мухаммада, что не соответствует самой сути исламской религии (10).
             Суннитская традиция опровергает и некоторые сведения о том, что Али отказывался присягать Абу Бакру до смерти Фатимы, его жены и дочери Пророка Мухаммада
    (11).
             В то же время суннитские историки признают факт существования некоторых разногласий между Али и Абу Бакром, но эти разногласия связаны не с вопросом правления, а с иском дочери Пророка Фатимы, которая претендовала на наследование территории Фадака
    (12) и Хайбара, а также доходов с них. Однако халиф Абу Бакр отказался удовлетворить просьбу Фатимы о передаче ей и ее потомкам этих земель, сославшись на хадис Пророка, смысл которого заключается в том, что Пророки не оставляют наследства, и все оставшееся после них имущество раздается в качестве пожертвования. По этому поводу между Абу Бакром, Али и Фатимой имели место беседы, из которых стало ясно, что Али и Фатима не знали об этом хадисе (13). В авторитетных суннитских источниках говорится о том, что в связи с этим Фатима обиделась на Абу Бакра и не разговаривала с ним до своей смерти (14). Али на протяжении 6 месяцев редко выходил из дома и не имел возможности помогать Абу Бакру в государственных делах, но причиной этого, согласно суннитской традиции, была болезнь Фатимы, за которой он ухаживал, продолжавшаяся вплоть до ее смерти на протяжении полугода после кончины ее отца; однако, как будет далее отмечено, в важнейших вопросах Али всегда был согласен с Абу Бакром. Примером этого были военные действия против вероотступников.
             Согласно суннитской традиции, система выборов ха¬лифа в Коране и преданиях Пророка Мухаммада не изло¬жена. Мусульмане присягали на верность преемникам
             Пророка и обещали, что будут неукоснительно соблюдать предписания Ислама. Халифат в ортодоксальном Исламе считается договором между халифом и мусульманами; при этом халиф обязан быть верным положениям Корана и Сунны, соблюдать интересы и защищать имущество мусульман и остальных подданных государства; мусульмане же обязаны уважать халифа, слушаться его и выполнять его праведные приказы
    (15). Стороны не имели права отступать от взятых обязательств.



  • Успехи молодого мусульманского государства

             Несмотря на то, что Абу Бакр являлся халифом всего лишь 2 года, 3 месяца и 10 дней, ему удалось сделать столь решительные шаги в деле укрепления Ислама и мусульманской государственности, что значение и роль этой личности невозможно умалить. Добиться этого ему удалось благодаря непоколебимой вере, дальновидности и глубоким знаниям.
             К моменту избрания Абу Бакра халифом Ислам еще не был укоренен в среде многих арабских племен. Лицемерие и двуличие имели место еще при жизни Пророка Мухаммада. Многие арабы выдавали себя за мусульман, не уверовав всей душой. В частности, так поступали бедуины, о чем говорится в нескольких коранических аятах
    (16).
             Вероотступничество как массовое явление началось еще при жизни Пророка Мухаммада. Пророками себя объявили аль-Асвад в Йемене, Мусайлима в Йамаме
    (17), Тулайха в Неджде (18); однако они не осмеливались предпринимать какие-либо действия, зная, что мусульмане выступят против них; но, как только распространилось известие о смерти Мухаммада, они перешли к более активной пропаганде. Вероотступничество не ограничилось только этим - с момента смерти Мухаммада стали обнаруживаться признаки двуличия у многих арабов-бедуинов; они заявили о возвращении к языческим культам. Верными Исламу ос¬тавались мекканцы, мединцы, таифцы и некоторые другие племена.
             Как только Абу Бакр пришел к власти, племена вероотступников послали к нему делегации с требованием освободить их от выплаты закята
    (19). Они считали закят незначительным (с точки зрения веры) деянием и были уверены, что халиф Абу Бакр согласится с ними и удовлетворит их требование. Однако халиф не мог пойти на уступки, поскольку закят был и остается одним из важнейших Божественных предписаний, закрепленных в Коране, и любой компромисс в этом вопросе означал бы отход от основ Ислама.
             Главной причиной требований вероотступников была уверенность в слабости Абу Бакра. В Медине в тот момент не было достаточных военных сил, и бедуины считали, что в случае необходимости сумеют одолеть их. Однако их расчеты оказались неверными. Абу Бакр обладал несокрушимой верой и не собирался идти на компромисс, пусть даже самый незначительный, в вопросах религии. Выслушав требования, он объявил, что пойдет войной на вероотступников
    (20). С другой стороны, он настаивал на походе отряда под командованием Усамы ибн Зайда против Византии (21). В этом случае у Абу Бакра не оставалось достаточно сил для ведения войны с вероотступниками.
             Усама был сыном вольноотпущенника Пророка Мухаммада Зайда ибн Харисы. Пророк очень любил Усаму и его отца, павшего смертью мученика в битве при Муте
    (22). Еще Пророк начал сбор нового отряда в ответ на провока¬ционные действия византийцев. Была объявлена мобилизация, и в отряд вступили многие мухаджиры, в том числе Умар, однако Пророк умер, и Усама так и не отдал приказа о выступлении в поход. По прошествии трех дней после избрания халиф Абу Бакр приказал бойцам выступить в поход в соответствии с волей Пророка. Умар обратился к Усаме с просьбой пойти к Абу Бакру и попросить его не посылать армию на византийцев - он опасался за судьбу халифа, так как в готовом выступить отряде находились многие сподвижники Пророка, и их отсутствие в Медине в это смутное время могло быть смертельно опасным для Абу Бакра. Многие бойцы придерживались того же мнения, поскольку внимательно следили за развитием событий в Аравии после смерти Пророка.
             Тогда же ансары, которые также готовились к походу, просили Умара передать Абу Бакру их просьбу, чтобы в случае выступления в поход тот назначил более опытного и взрослого командира, нежели Усама, которому было неполных 18 лет. Однако Абу Бакр отказался заменить Усаму, ибо тот был назначен самим Пророком Мухаммадом и его назначение считалось исполнением Божьей воли. Именно так он ответил Умару, передавшему ему просьбу ансаров.
             Затем Абу Бакр выехал к войскам и еще раз призвал их выполнить волю Пророка. Часть пути он прошел вместе с ними. Он шел пешком, хотя Усама сидел верхом на лошади. Когда же юноша из уважения к халифу захотел спешиться и уступить ему место, тот отказался и сказал, что каждый шаг мусульманина на пути Аллаха равен семистам добрым делам и смывает семьсот грехов.
             Затем Абу Бакр попросил Усаму позволить Умару остаться и помогать ему в управлении государством, и тот удовлетворил его просьбу. После этого халиф обратился к войскам с речью, в которой призвал сражаться во имя Аллаха. Он напомнил им, чтобы они не совершали предательства, не излишествовали, не убивали тех, кто намерен сдаться в плен, женщин, детей и стариков, не совершали зверских убийств, не губили деревья , не трогали отшельников. Он поручил Усаме в точности выполнить все приказы и наставления, которые дал ему Пророк.
             Наконец, армия выступила в поход и дошла до места, указанного Пророком. По дороге Усама ибн Зайд пошел на племя Хузаа, напал на Абиль и захватил много трофеев. Эта военная экспедиция заняла 40 дней без учета времени, потраченного на дорогу туда и обратно.
             В той сложнейшей обстановке отправка боеспособных войск на военные действия вдалеке от Медины была очень опасным и рискованным шагом, однако Абу Бакр не испытывал и тени сомнения в необходимости этой операции, ибо это было приказом Пророка. В этом выразились смелость Абу Бакра, его бесстрашие перед лицом опасности, его искренняя вера в Аллаха и преданность Пророку. Он нисколько не сомневался в правильности своих действий и в успехе кампании, потому что таково было завещание Пророка, которого он безгранично любил.
             Как показали последующие события, этот поход действительно пошел на пользу мусульманам. Он укрепил их боевой дух и веру в свои силы после смерти Пророка. С другой стороны, он повлиял на настроения вероотступников и лицемеров, которые оказались морально подавленными и начали сомневаться в собственных силах.



  • Войны с вероотступниками

             После отправки отряда Усамы в поход Абу Бакру важно было продержаться до его возвращения. С этой це¬лью он начал принимать делегации племен и отправлять к ним своих представителей, выигрывая время. Несмотря на это, некоторые группы вероотступников задумали восполь¬зоваться отсутствием в Медине мусульманских войск и за¬хватить город. Всего через три дня после отправки армии Усамы Медина, не имевшая достаточно сил для отражения атаки, подверглась нападению.
             Атаковавшие столкнулись с мусульманским отрядом, бойцы которого срочно донесли это известие Абу Бакру, в этот момент находившемуся в мечети. Он приказал принявшему удар отряду продержаться до подхода подкреплений, а сам, срочно собрав войска, прибыл на помощь. Нападавшие были вынуждены отступить. Абу Бакр преследовал их и встретился с их главными силами, которые заняли господствующие позиции. Боевые действия грозили приобрести затяжной характер; кроме того, продолжение конфликта было нецелесообразно, и мусульмане вернулись обратно. В это время лицемеры попросили о помощи своих единомышленников и снова попытались ворваться в Медину. Тогда Абу Бакр собрал силы мусульман в мединской мечети и под прикрытием ночи выступил против неприятеля. Правым флангом командовал Нуман ибн Мукаррин, левым - его брат Абдулла ибн Мукаррин, а центром - их третий брат Сувейд ибн Мукаррин. Атака мусульман была настолько неожиданна, что противник бежал в панике и растерянности. Поначалу Абу Бакр преследовал их, а затем оставил для защиты города от дальнейших нападений отряд под командованием Нумана ибн Мукаррина, а сам вернулся в Медину.
             Эта победа подняла моральный дух мусульман. Племена, которые оставались верными Исламу, еще более укрепились в вере. В это время пришло известие о том, что посланники Абу Бакра Сафван ибн Сафван, Забрикан ибн Бадр и Ади ибн Хатам принесли закят от племен Бану Амр, Бану Авф и Тай. Это событие произошло через 2 месяца после выступления отряда Усамы. Спустя еще 10 дней пришло радостное известие о том, что войско Усамы вернулось с победой и большим количеством трофеев. Абу Бакр приказал войскам отдохнуть, а сам, оставив Усаму вместо себя в Медине, решил со своим отрядом сразиться против лицемеров и вероотступников. Мусульмане, опасаясь за его жизнь, попросили не рисковать и отправить на передовую кого-нибудь вместо себя. Али ибн Абу Талиб предложил ему вернуться в Медину, опасаясь, что в случае гибели Абу Бакра и без того сложная ситуация в государстве еще более осложнится. Однако халиф был тверд в своем решении и, выехав в расположение войск Нумана ибн Мукаррина, присоединился к ним. Затем они вошли в Аль-Абрак и сразились с вероотступниками близь Рамзы. Враги были разбиты и бежали, Абу Бакр же вернулся в Медину.
             В это же время в Медину снова привезли собранный с племен закят. Казна мусульманского государства пополнилась. Войско Усамы отдохнуло и было готово к новым сражениям. Из всех бойцов, имевшихся в его распоряжении, Абу Бакр составил 11 боевых отрядов. Командиры этих отрядов получили следующие боевые задачи:
    1. Халид ибн аль-Валид должен был выступить против лжепророка Тулайхи в Неджд. После выполнения этой задачи он должен был пойти против Малика ибн Нусайра аль-Йарбуи ат-Тамими в местечко Аль-Баттах;
    2. Икрима ибн Абу Джахль должен был выступить против лжепророка Мусайлимы, вождя племени Бану Ханифа в Йамаме;
    3. Шурахбил ибн Хасана был отправлен в Йамаму для поддержки войск Икримы ибн Абу Джахля;
    4. Мухаджир ибн Абу Умеййа был отправлен в Йемен для борьбы с лжепророком аль-Асвадом;
    5. Амр ибн аль-Ас был послан против племени Хузаа;
    6. Халид ибн аль-Валид ибн аль-Ас был послан в Сирию;
    7. Хузайфе ибн Мухсину было приказано выступить против племени Даба;
    8. Арфаджа ибн Харсама был послан в Махру, а затем должен был соединиться с силами Хузайфы;
    9. Тарифа ибн Харджиз был отправлен против племени Ба¬ну Сулайм и союзного с ними племени Хавазин;
    10. Сувейд ибн Мукаррин был послан для подавления мятежа в местечке Тихама в Йемене;
    11. Аль-Ала ибн аль-Хадрами выступил в поход в направ¬лении Бахрейна.

             Сам Абу Бакр во главе отдельного отряда выступил против племен Абс и Зубьян, которые населяли Аль-Абрак, и нанес им поражение в Рабзе. Затем он отправился в местечко Бузаха для приведения к покорности остававшихся там представителей этих племен; там же находился и лжепророк Тулайха.
             Тем временем, выполняя приказ халифа, Халид ибн аль-Валид вошел в область, где проживало племя Тай. Ади ибн Хатим, вождь этого племени, попросил у Халида три дня, чтобы привести свой народ к покорности, и действительно выполнил намерение - племя Тай полностью покорилось Халиду ибн аль-Валиду. После этого он двинулся в направлении Бузахи, где, понеся потери, разгромил враждебное племя Фазара во главе с Уйайной ибн Хусном. Самому Уйайне удалось бежать; бежал в Сирию и лжепророк Тулайха.
             Тулайха отступил от веры и выступил против мусульман еще при жизни Пророка Мухаммада, который посылал против него войска во главе с Дарраром ибн аль-Азваром. Вероотступники бежали в Сухайру и не могли оказать сопротивление, но после смерти Пророка они усилились. Племя Гатафан поддержало асадитов, к которым принадлежал и Тулайха; они заключили союз с племенем Тай. Когда асадиты стали союзниками гатафанцев, Даррар не сумел удержать ситуацию под контролем и бежал в Медину, а его войска разошлись. Когда же Халид ибн аль-Валид привел к покорности племена в Бузахе, асадиты, амириты и гатафанцы снова вернулись к Исламу.
             Завершив свою миссию в этом районе, Халид ибн аль-Валид по приказу халифа двинулся в Битах против одной из ветвей племени Тамим, которое называлось Бану Йарбу. Их возглавлял Малик ибн Нувайра.
             Внутри племени Тамим были раздоры, и они подверглись нападению отряда под командованием женщины по имени Саджах из племени Бану Таглиб. Части тамимитов удалось договориться с ней, а остальные бежали. Потом Саджах двинулась на Йамаму, где находился лжепророк Мусайлима со своими сторонниками. Там они пришли к согласию и даже, поженились, но были вместе лишь 3 дня; затем Саджах вернулась к своему племени и, подобно Мусайлиме, объявила себя пророчицей. Ее поддержали некоторые из тамимитов, и она заключила мир с Мусайлимой при условии, что ей будет принадлежать половина доходов Иамамы. Затем она вернулась к себе; однако к тому времени мусульмане установили контроль над ее территориями, и Саджах приняла Ислам. Когда она вновь вернулась в Аравию, в среде тамимитов возникли разногласия, и они не захотели вновь подчиниться этой женщине. Спустя некоторое время сюда вошла армия Халида ибн аль-Валида; он схватил вождей тамимитов и, обнаружив, что они правили одной из ветвей этого племени Бану Йарбук, не обладая на это правами, казнил их.
             Икрима ибн Абу Джахль получил приказ наказать лжепророка Мусайлиму и направился в Йамаму; за ним следовал Шурахбил ибн Хасана. Икрима вступил в сражение с силами племени Бану Ханифа, к которому принадлежал Мусайлима, но потерпел поражение; Шурахбил же решил подождать подкрепления. В это время Абу Бакр послал Икриме приказ после завершения карательной операции против мятежников двинуться на вероотступников в Омане и соединиться там с силами Хузайфы ибн Мухсина и Арфаджи ибн Харсамы. Затем они должны были соединиться с войсками Мухаджира ибн Абу Умаййи, кото¬рому было предписано завершить операцию в Йемене и подойти к ним со стороны Хадрамаута.
             Тем временем Халид ибн аль-Валид вернулся в Медину и попросил у Абу Бакра прощения за ошибки, допущенные им в прошлом походе. Тот хорошо принял и выслушал его, а затем приказал срочно выступить против лжепророка Мусайлимы. Халид сразу выехал к своим войскам в Битах, дождался подхода подкреплений и выступил против Мусайлимы. Войдя в Йамаму, он обнаружил, что Шурахбил ибн Хасана, прибывший туда ранее, внезапно, не дождавшись подкрепления, перешел в наступление и потерпел поражение. В племени Бану Ханифа, с которым сразился Шурахбил, была небольшая группа, которая оставалась верной Исламу и помогала мусульманам; их возглавлял Салама ибн Асал.
             Лжепророк Мусайлима, собрав свои силы, перешел в наступление на мусульман со стороны Акрабы и Джубайла (ныне Вади Ханифа). В ответ Халид начал контрнаступление. Правым и левым флангами армии мусульман командовали Зайд ибн аль-Хаттаб (брат Умара ибн аль-Хаттаба) и Абу Хазайфа ибн Утба. Знаменосцем мухаджиров был вольноотпущенник Абу Хузайфы Салим, а ансаров - Сабит ибн Кайс ибн Шаммас. С севера, со стороны Малхама, к Акрабе подошел Даррар ибн аль-Азвар. Вначале вероотступники значительно потеснили мусульман, но затем последние перехватили инициативу и нанесли поражение противнику. Мусайлима с группой приверженцев попытался скрыться, но ему это не удалось, и все они были убиты; однако и мусульмане понесли большие потери. В этой битве пали смертью мучеников многие видные деятели Ислама - Зайд ибн аль-Хаттаб, Сабит ибн Кайс и др.
             В Омане Лакиту ибн Малику аль-Йазди также удалось потеснить мусульман. Находившиеся здесь мусульманские войска под командованием Джафара и Убада были вынуждены отступить в горы и на побережье. Джафар обратился к Абу Бакру с просьбой о помощи, и тот отправил в Оман Хузайфу ибн Мухсина, а в Махру - Афраджу ибн Харсаму, которые должны были начать в Омане военные действия и встретиться с войсками Джафара и Убада. Туда же был по¬слан Икрима ибн Абу Джахль, потерпевший поражение в Йамаме и просивший халифа отправить его в Оман.
             Получив приказ халифа, Икрима поспешил за Хузайфой и Афраджой и догнал их еще до того, как они вошли в Оман. Там они соединились с войсками Джафара и Убада, составили план совместных действий и подошли к мест¬ности Саххар. Их противники под командованием Лакита сосредоточились в Дабе, и там начались ожесточенные сражения. Положение мусульман было настолько сложным, что если бы к ним на помощь не подоспели подкрепления из Бахрейна и других регионов, то они были бы разгромлены; однако в конце концов мусульмане победили и захватили много трофеев, пятую часть которых отправили в государственную казну.
             Хузайфа остался в Омане для управления этой областью. Икрима же вернулся в Махру.
             Жители Махры тоже отступили от Ислама, но разделились на две части. Меньшая часть, которую возглавлял Шихрит, располагалась на побережье. Икрима начал с них. Прежде всего он предложил им обратиться в Ислам, и многие из них приняли это предложение, оставшаяся же часть вероотступников после этого оказалась обессиленной. Они объединились вокруг некоего Мусбиха, но в кратчайшие сроки были разгромлены. Пятую часть трофеев, добытых в результате этой победы, Икрима отправил с Шихритом в Медину.
             В Йемене, как и в других регионах, каждая область имела своего вождя. Как уже было сказано, там еще при жизни Пророка Мухаммада объявил себя пророком некий аль-Асвад аль-Анси. Тогда Пророк Мухаммад отправил ту¬да своих наместников; когда же он умер, йеменцы наруши¬ли договор, а назначенные Пророком наместники Амр ибн Хазм и Халид ибн Сайд ибн аль-Ас были вынуждены вернуться в Медину. Тогда халиф Абу Бакр начал принимать меры.
             Прежде всего он попытался разрешить конфликт мирным путем и предложил йеменцам принять Ислам и прекратить сопротивление, а затем был вынужден отправить наместника Мекки Аттаба ибн Усайда и его брата Халида ибн Усайда в йеменскую область Тихаму, чтобы покарать вероотступников. Этот поход был успешным, и противник был разгромлен. В Таиф был послан Усман ибн Абуль-Ас, а в Шунуу - Ибн Рабиа. Жители этих областей также были усмирены.
             Затем в Тихаме взбунтовались племена Ук и Ашар. Против них двинулся Тахир ибн Абу Хала, и ему удалось добиться успеха. После этого Абу Бакр послал Тахира ибн Абу Халу на помощь мусульманам Саны, а Абдулла ибн Саур получил приказ мобилизовать войска. Кроме того, Абу Бакр отправил в Йемен Мухаджира ибн Абу Умаййу и Халида ибн Усаййида. По мере продвижения по мекканской дороге к ним присоединялись другие отряды. Этот поход был успешным - мусульманам удалось разгромить йеменских вероотступников и пленить их лидеров Амра ибн Маадикариба и Кайса ибн Ади Йагуса аль-Макшуха, которые были отправлены к Абу Бакру.
             В числе вероотступников оказались и жители Хадрамаута, где проповедовали Уккаша ибн Мухсин и Зийад ибн Лабид аль-Байади. Когда же начали появляться первые признаки вероотступничества, Пророк назначил туда наместником Мухаджира ибн Абу Умаййу, но смерть Мухаммада помешала отъезду наместника. Пришедший к власти Абу Бакр подтвердил полномочия Мухаджира, и тот выехал в Сану; одновременно туда же выступил отряд Икримы. Они встретились у Марибы, вместе вошли в Хадра-маут и установили контроль над областью. Пятая часть добытых трофеев была отправлена Абу Бакру.
             Вероотступничество охватило и часть населения Бахрейна, где было два влиятельных племени - племя Абдулкайс сохранило верность Исламу, а племя Бану Бакр отступило от веры. Одним из лидеров мусульман там был Джаруд, прежде являвшийся христианином, но после встречи с Пророком Мухаммадом принявший Ислам. В самый критический момент ему удалось убедить значительную часть бахрейнцев не отступать от веры. Собрав свои силы, Джаруд совместно с посланным туда отрядом под командованием Ала ибн аль-Хадрами выступил против вероотступников и разгромил их.



  • Начало мусульманских завоеваний

             После завершения войн с вероотступниками и стабилизации обстановки в Аравии назрела насущная необходимость военных действий с Персией, которая враждовала с мусульманским государством и поддерживала вероотступников. Византия также периодически провоцировала военные столкновения на севере Аравии. Конечно же, война против двух крупнейших держав того времени казалась невозможной для молодого мусульманского государства, однако мусульмане, вдохновленные своей верой, приняли вызов и начали действия одновременно на двух фронтах. Враждебные отношения Персии с Византией облегчали войскам Халифата ведение войн против каждого из противников.

    Военные действия на персидском фронте
             В тот период Персия являлась могущественным государством. Ее границы на западе простирались до территории современной Сирии, а на юге - до Аравии. Арабские племена Бану Таглиб, Бану Бакр, Бану Шейбан, Бану Рабиа и Тай, проживавшие в междуречье Тигра и Евфрата, были подданными Персидской империи. Некоторые из этих племен, например, Бану Таглиб, были христианами.
             Для ведения военных действий против Персии халиф Абу Бакр отправил аль-Мусанну ибн Харису из племени Бану Шейбан, прославившегося в боях с вероотступниками. Длительное время Мусанна сражался с персидскими отрядами, но у него было мало бойцов, и ему было крайне сложно воевать с многочисленным противником. Он нуждался в поддержке, и тогда халиф Абу Бакр приказал Халиду ибн аль-Валиду, который к тому времени уже навел порядок в Йамаме, срочно выступить в Ирак на помощь аль-Мусанне. Помимо Халида, который должен был подойти к месту боев с юга, Абу Бакр приказал выступить в том же направлении отряду Айада ибн Ганама, который должен был подойти туда же с севера. Армии должны были встретиться у города Хира
    (23) на Евфрате.
             Халид выступил к Хире и обратился к персидскому наместнику Хани ибн Кубайде ат-Таи с предложением либо принять Ислам, либо выплачивать джизью
    (24). Персы не стали вступать в сражение с мусульманами и предпочли выплатить джизью в достаточно большом размере. В то же время аль-Мусанна периодически вел бои против персидского военачальника Хурмузана. В местности Убилла силы Халида и Аль-Мусанны объединились, составив около 18000 бойцов. Кроме того, Абу Бакр отправил сюда отряды под командованием Ади ибн Хатима и Асима ибн Амра ат-Тамими. Халид приказал им прибыть в местность Хайфар, и вскоре они соединились с основными силами. После этого мусульманская армия встретилась в Убилле с персидскими войсками Хурмузана. Сражение окончилось разгромом персов, а сам Хурмузан погиб. Это сражение получило название Затус-Саласил («Цепная битва»), так как перед сражением персидские воины соединились цепями, чтобы не допустить бегства с поля боя. Халид приказал Мукилу ибн Мукаррину собрать трофеи, а аль-Мусанне велел преследовать разгромленного противника; тот преследовал персов, настиг и перебил их.
             Тогда сасанидский шах Ардашир отправил против мусульман 30000-ную армию под командованием Карина, сына Карьяноса. Она достигла местности Мезар, когда до персов дошла весть о гибели армии Хормузана. В результате наступления Халида ибн аль-Валида и эта персидская армия была разгромлена, а ее командиры Карин, Эношиджан и Кубаз погибли. Мусульманам вновь достались богатые трофеи.
             Персы решили взять реванш за свои поражения. Одна часть персидских войск выступила в местность Севад, а другая сконцентрировалась близ Кескера. Вскоре к ним на помощь пришли войска под командованием Эндерзы и Бахрама Джазавайха. Халид ибн аль-Валид атаковал их, и персы вновь потерпели тяжелое поражение.
             Бывшие подданными Персидской империи арабы-христиане были обеспокоены этой чередой поражений персидской армии и решили оказать поддержку Сасани-дам. Узнав об этом, Халид сразился с ними и разгромил их, затем вернулся в Хиру, где оставил Кааку ибн Амра, а сам отправился на помощь Айаду ибн Ганаму, ранее двинувшемуся на север Ирака. Он вошел вначале в Феллуджу, а затем в Кербелу, и, оставив там Асима ибн Амра, продолжил наступление в направлении Анбара. Город был взят, и Халид оставил в нем Забиркана ибн Бадра. Затем он двинулся в область Айнут-Тарир, население которой частично состояло из арабов; Халид завоевал ее и оставил там Увайма ибн аль-Кахила. Затем он выступил для соединения с Айадом ибн Ганамом, который в это время находился в местности Дауматуль-Джандал. Когда ее жители узнали, что Халид движется на них, они запросили помощи у Гассанидов, Кальбитов и других арабских племен, бывших подданными Византийской империи; но в решающий момент разрозненные арабские племена не сумели прийти к согласию, и Халиду удалось разгромить их. После этого он вернулся в Хиру. Аль-Мусанна же в это время продолжал военную операцию против персов в районе реки Тигр.
             Оставив в Хире Аль-Акру ибн Хабиса, Халид выступил в направлении местности Айн и оттуда отправил Абу Лейлу в Ханафис, а Кааку - в Хусайн. Добившись там успеха, мусульмане выступили в Сену и Мусейл. Разгромив противника и там, они направились в Ар-Радаб, который также был завоеван. После этих побед Халид в месяце рамадан двинулся к Фараду, который ныне находится на границе Сирии и Ирака. Здесь персы объединились с византийцами. В сражении как персы и византийцы, так и мусульмане понесли большие потери, и Халид вернулся в Хиру. После этих событий Абу Бакр отозвал Халида из Ирака и назначил его командующим войск в Сирии.

    Завоевание Шама(25)
             Когда Халид ибн Сайд вернулся в Медину из Йемена, халиф Абу Бакр послал его в Тейму. Прибыв туда, Халид начал мобилизацию мусульман в армию. Обеспокоенные этим византийцы подняли против них вассальные арабские племена - Гассанидов, Кальбитов, Танухитов, Лахмитов и Джузамитов.
             Халид ибн Сайд сообщил об этом халифу, который приказал выступить против них. Мусульмане перешли в наступление; только при виде их войск противник бежал, и территория была захвачена армией Халифата. Однако развивать успех и продолжать на¬ступление Халид ибн Сайд не стал, поскольку получил приказ Абу Бакра дождаться подкреплений. Когда же к нему на помощь пришли отряды под командованием Валида ибн Утбы и Икримы ибн Абу Джахля, они вступили в бой с византийскими войсками и разгромили их. Их командующий бежал в Дамаск, где собрал силы и вновь выступил против преследующего его Халида ибн Сайда, который, увидев явное превосходство сил противника, решил отступить.
             В 13 г. х.
    (26) Абу Бакр послал в район боевых действий новые подкрепления. Первым командиром, начавшим широкомасштабное наступление на Шам, был Йазид ибн Абу Суфьян, который возглавлял 7000-ную армию. В этой армии находился и Сухайл ибн Амр. После этого Абу Бакр послал туда и Муавию ибн Абу Суфьяна, который вошел в область Зуль-Марва и соединился с находившимися там войсками Халида ибн Сайда, а сам Халид был отозван в Медину. Вторым командующим, посланным в этот регион, был Амр ибн аль-Ас, выступивший в направлении Палестины. В Иорданию двинулся Шурахбил ибн Хасана, а в Хомс(27) - Абу Убайда Амир ибн аль-Джаррах.
             Узнав об этом, византийский император Ираклий срочно прибыл в Хомс и организовал оттуда отправку на фронт своих войск. Общая численность византийской армии составила около 240000 человек, в то время как мусульмане выставили против них всего около 20000 бойцов, не считая 6000-ного отряда Икримы, который поддерживал их с тыла.
             Опасаясь столкновения с многократно превосходящим противником, командиры мусульманской армии пришли на совет к опытному Амру ибн аль-Асу, который счел нецелесообразным ведение боевых действий одновременно на нескольких направлениях - он предложил соединить все силы в единый кулак и был уверен, что в этом случае мусульмане сумеют противостоять византийской армии. Все собравшиеся согласились с этим и решили расположить объединенное войско возле реки Ярмук, где местность представляла удобный стратегический плацдарм. Уведомив халифа Абу Бакра, мусульманские военачальники вызвали на помощь из Ирака 9 000-ную армию под командованием Халида ибн аль-Валида. Халид срочно выступил из Ирака. Гассаниды пытались помешать ему, но опытному полководцу удалось с боями прорваться к Ярмуку. Таким образом, перед решающим сражением мусульмане собрали 36000-ную армию, которую возглавил Халид ибн аль-Валид. Среди воинов находились более тысячи сподвижников Пророка и около ста участников битвы при Бадре.
             Когда сражение уже началось, из Медины пришло известие о смерти халифа Абу Бакра. Новый халиф, Умар, распорядился сменить командующего армией, и в битве при Ярмуке объединенное войско вместо Халида ибн аль-Валида возглавил Абу Убайда.

     



  • Кончина Абу Бакра

             Накануне битвы при Ярмуке Абу Бакр тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, он обратился к ближайшим сподвижникам Пророка Мухаммада с предложением выбрать себе нового руководителя, но те так и не выдвинули кандидатуры и предложили Абу Бакру самому назначить преемника. Тогда, попросив немного времени на раздумье, халиф призвал Абдуррахмана ибн Ауфа, Усмана, Сайда ибн Зайда, Али ибн Абу Талиба и других уважаемых людей и предложил обсудить кандидатуру Умара ибн аль-Хаттаба. Подавляющее большинство поддержало это предложение, хотя некоторые считали, что Умар излишне суров для руководства государством.
             В результате по завещанию Абу Бакра вторым халифом стал Умар ибн аль-Хаттаб
    (28). Об этом Абу Бакр объявил публично, и народ поддержал его выбор. В тот же день Умар принял присягу на верность со стороны народа.
             Халиф Абу Бакр умер 22 джумада авваля 13 г. х. Он вел очень скромный образ жизни; источником его существования были лишь скудное жалованье из государственной казны и земельный участок возле Медины. Согласно завещанию, 1/5 часть этого участка была передана государству в качестве пожертвования, а оставшаяся часть - поделена между его детьми. Все личное имущество и оставшиеся денежные средства Абу Бакр также завещал передать в государственную казну.



  • В начало



    ПРИМЕЧАНИЯ

    1 Ансары - сподвижники Пророка Мухаммада из числа мединцев

    2 Мухаджиры - сподвижники Пророка Мухаммада, переселившиеся в Медину

    3 Мединские ансары были представлены племенами Хазрадж и Аус

    4 В этой пещере Пророк Мухаммад вместе с Абу Бакром скрывались от преследовавших их мекканских язычников во время переселения (хиджры) в Медину. Упоминание об этом содержится в Коране (9:40).

    5 Имеется в виду, что это назначение Пророка является указанием на руководящую роль Абу Бакра в общине.

    6 Об этом писали многие историки, в том числе ат-Табари. См. Тарих. Т. 3. Каир, 1326 г. х. С. 202-203.

    7 Шакир М. История Ислама от Адама до наших дней. Т. 1. Стамбул, 1993. С. 253.

    8 Прямое назначение Али халифом самим Пророком Мухаммедом является основным догматом шиизма (См.: Амили С.А.Ш. Ан-Насс валь-Иджтихад. Кум, 1420 г. х., С. 65). Сунниты отрицают этот догмат.

    9 Шакир. Ук. соч. С. 253.

    10 Там же.

    11 Некоторые историки (см.: Йакуби. Тарих. Бейрут, 1379 г. х. Т. 2. С. 124) упоминали, что Али отказывался присягать Абу Бакру на протяжении некоторого времени. Многие суннитские богословы отрицали достоверность этого. В частности, в сборниках Бухари (Фадаилуль-Асхаб, 12) и Муслима (Джихад, 53, 1759) приводится хадис о том, что Зухри не подтвердил отказа Али от повиновения Абу Бакру в течение 6 месяцев и заявил, что из хашимитов никто не запоздал с присягой халифу.

    12 Фадак - оазис возле Хайбара, на севере Хиджаза. После завоевания этих земель мусульманами часть доходов оттуда шла на благотворительные цели, в том числе, при необходимости, на содержание Пророка и членов его семьи.

    13 Шакир. Ук. соч. С. 254; Джанан И. Кутуб-и Ситта (пер. и коммент.). Анкара, 1995. Т. 2. С. 476.

    14 Согласно хадису, переданному Аишей, после отказа Абу Бакром передать Фатиме Фадак и Хайбар она на него обиделась и не разговаривала с ним на протяжении 6 месяцев до своей смерти. Этот хадис приводится у Бухари и Муслима. Однако, согласно имаму Навави, нет никаких данных о том, что Фатима отказалась приветствовать Абу Бакра миром. Более того, он пишет, что у Байхаки приводится история со ссылкой на свидетельство Шаби о том, что во время болезни Фатимы ее посетил Абу Бакр. Они вместе с Али имели теплую беседу с ней, и никаких проблем между ними не было. (Джанан. Ук. соч. С. 477). Далее имам Навави писал, что слова «Фатима перестала говорить с Абу Бакром», упоминаемые в названном хадисе, следует понимать в том смысле, что «по этому вопросу у нее больше не было никаких требований» (там же).

    15 Шиитская концепция верховной власти отличается от суннитской. В ее основе лежит доктрина имамата. Шииты полностью отрицают возможность решения вопроса о верховной власти в Халифате со стороны народа или собранием доверенных лиц общины. Верховная власть в государстве, по их мнению, должна быть определена на основании Божественного веления, выраженного в воле Пророка. В шиитском богословии верховная власть - это исключительная компетенция Али ибн Абу Талиба и его потомков. Имамат - исключительно духовное понятие, которое опирается только на Божественную установку и назначение Пророка. (Хамадани А. С. Повеление Джафари в Исламе и вероисповедание имама Джафара Садига. Баку, 1991. С. 52).

    16 Коран, 49:14; 9:97; 9:98; 9:101.

    17 Йамама - область в центральной части Аравийского полуострова.

    18 Неджд - провинция в Саудовской Аравии с центром в Эр-Рийаде.

    19 Закят - обязательный налог в пользу нуждающихся мусульман; разновидность поклонения Аллаху посредством имущества, один из столпов Ислама. Этот налог взимается в строго определенном шариатом коли¬честве. Малоимущие освобождаются от выплаты закята.

    20 Следует отметить, что шиитские богословы считают, что отказ от выплаты закята со стороны племен имел место не по причине их отказа покориться требованиям религии, а потому, что они сомневались в законности избрания халифом Абу Бакра, т. е. были готовы платить закят законному халифу, каковым шиитская традиция видит только Али ибн Абу Талиба. (Амили. Ук. соч. С. 157-163).

    21 Этот отряд был собран Пророком Мухаммадом непосредственно перед смертью для ответа на провокации Византии, но выступление Зайда ибн Усамы было отложено по причине ухудшения состояния здоровья Пророка. С ними в поход намеревались выступить такие видные сподвижники Пророка, как Абу Бакр, Умар, Саад ибн Абу Ваккас и др.

    22 Сражение при Муте (8 г. х.) было первым столкновением между мусульманским государством и Византией. Причиной конфликта стало убийство гассанидским правителем Шурахбилом ибн Амром (Гассаниды были вассалами Византии) посла Пророка Хариса ибн Умайра, который нес письмо правителю Буеры (Вакиди. Китаб уль-Магази. Каир, 1965. Т. 2. С. 755). Пророк с болью воспринял известие о гибели Хариса ибн Умайра и сразу же распорядился собрать армию и отправить ее против Гассанидов, чтобы отомстить за смерть своего посла. Зайд ибн Хариса был назначен командиром этой армии и погиб в бою с передовыми частями византийцев.

    23 Хира - древняя столица арабского государства Лахмидов. Лахмиды были вассалами персидских Сасанидов и враждовали с арабским государством Гассанидов, вассалами Византии. В Хире было распространено христианство в форме несторианства, и некоторые представители династии Лахмидов были христианами

    24 Джизья - подать, взимаемая с немусульман в пользу мусульманского государства за обеспечение их защиты и неприкосновенности их имущества. Эту подать начали взимать после переселения Пророка Мухаммада в Медину, о чем говорится в Коране. Она выплачивается один или два раза в год. Если немусульманин принимает Ислам, то освобождается от её выплаты. Существовали несколько разновидностей джизьи: предписанная джизья налагалась на население области, жители которой заключили мирный договор с мусульманами; подушная джизья выплачивалась населением областей, завоеванных мусульманами.

    25 Шам - название территории современных Сирии, Ливана, Палестины и Иордании.

    26 Для перевода даты лунного календаря (г. х.) в дату григорианского календаря (P. X.) к году хиджры прибавляют 622 и отнимают целую часть от деления года хиджры на 33: Р.Х.= г.х. +622 - [г.х./ЗЗ]. Пример: 1423 + 622 - 1423/33 = 2002. Для обратного перевода: г.х - Р.Х.. - 622 + (Р.Х. - 622)/32. Пример: 2002 - 622 + (2002 - 622)/32 - 1423. Подробнее см.: Климишин И.А. Календарь и хронология. М, 1985. С. 191.

    27 Хомс - город в современной Сирии вблизи границы с Ливаном.

    28 Шииты не признают законности завещания в пользу Умара ибн аль-Хаттаба, являясь сторонниками исключительного права на Халифат Али ибн Абу Талиба. (См.: Амили. Ук. соч. С. 78-79).

     
    « Пред.   След. »
    JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

    Сегодня 16 ноября, пятница
    Copyright © 2005 - 2018 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
    Страница сгенерирована за 0.000020 секунд
    Сегодня 16 ноября, пятница
    Информационно-публицистический портал
    Санкт-Петербург
    Вверх