logo
buhara
 

Храмы Петербурга

Религия - Христианство

  8. МУСУЛЬМАНСКИЕ ХРАМЫ

Здание соборной мечети на Кронверкском проспекте. Архитекторы Н. В. Васильев (1845—1912), А. И. фон Гоген (1856-1914) и С. С. Кричинский(1874-1923). при участии и консультациях востоковеда академика С. Ф. Ольденбурга, представителей мусульманской общины города и мастеров-строителей из Средней Азии; 3.II.1910 — 1920 гг. Вид мечети в середине 1970-х гг.

  • Вступление

            Первые мусульмане — из Казани, Башкирии, Астрахани — появились в Санкт-Петербурге в первые же годы после основания города. В 1716 г. в северную столицу прибыл один из руководителей туркмен-огузов Закаспия и Средней Азии Ходжа-Нефес. Он убедил Петра I в необходимости отправки русской армии в Среднюю Азию на завоевание земель, необходимых для прорытия канала по старому руслу реки Аму-Дарьи — Узгою, по которому Аму-Дарья в XIV—XVI веках впадала в Каспийское море, и для проложения морского пути в Индию, а также для организации добычи песошного золота в Приаральских низовьях Аму-Дарьи. Петром I было направлено в Среднюю Азию четыре с лишним тысячи казаков под руководством А. Б. Черкасского. В результате вероломства хивинского хана Ширгази весь отряд русских войск в 1718 г. был уничтожен вблизи Хивы.
            При императрице Екатерине II мусульманская община Петербурга получила возможность открыть в городе первый молитвенный дом. После присоединения к России в 1865—1873 гг. Бухарского и Хивинского ханств и прилегающих районов Средней Азии и Туркестана, населенных мусульманами, и организации в Санкт-Петербурге резиденции эмира Бухарского встал вопрос о постройке в Петербурге здания соборной мечети. К этому времени число мусульман, постоянно проживавших в Петербурге, значительно увеличилось. Если в начале XIX века в городе проживало лишь несколько сотен мусульман, то в 1869 г. их число возросло до двух тысяч, а в конце XIX века превысило 4 тысячи человек. Город был разбит на несколько мусульманских приходов, в каждом из которых был организован молельный дом (в первом приходе — молельный дом по 2-й роте Измайловского полка, 9; во втором приходе — на Мойке, в доме 22; позже была открыта мусульманская молельня на Коломенской улице, в доме 26).
            В 1907 г. мусульманской общиной Петербурга было получено разрешение на постройку в городе соборной мечети. Постройке предшествовал конкурс, в результате которого разработка проекта и его осуществление были поручены архитекторам Н. В. Васильеву, А. И. фон Гогену и С. С. Кричинскому. Строительство мечети заняло 10 лет (с 1910 по 1920 год); она была открыта уже в советское время. В первые послереволюционные годы богослужения в мусульманских храмах не ограничивались и не запрещались советской властью. Однако уже в конце 1920-х — начале 1930-х гг. большинство молитвенных домов мусульман было закрыто; единственным действующим храмом осталась соборная мечеть города.


  • Соборная мечеть

            (Кронверкский пр., дом 7). Торжественная закладка здания соборной мечети состоялась 3 февраля 1910 г. Проект ее постройки был разработан архитекторами Николаем Васильевичем Васильевым и Степаном Самойловичем Кричинским при участии Александра Ивановича фон Гогена, академика-востоковеда С. Ф. Ольденбурга, представителей мусульманской общины города и мастеров-строителей (усто) из Средней Азии. При разработке проекта его авторы взяли за основу композиционные приемы мавзолея Гур-Эмир в Самарканде (где находится гробница Тимура), построенного на рубеже XIV—XV веков. Деталь фасада соборной мечети на Кронверкском проспекте. Фасад покрыт керамикой, выполненной в соответствии с традициями мусульманского зодчества. Вид в середине 1970-х гг.Но для того, чтобы добиться лучшей освещенности пространства храма, строящегося в более северных широтах, чем среднеазиатские мечети, строителям пришлось прорезать стены и барабан купола многочисленными оконными проемами, что отличает здание петербургской мечети от аналогичных построек на мусульманском Востоке. Стены мечети облицованы серым гранитом, что по тональности и по фактуре не свойственно мусульманской архитектуре. Но облицовка портала и оформление купола и минаретов мечети проведено с широким и умелым применением керамики и майолики, столь типичным для архитектуры мусульманского зодчества.
            Изготовление керамических деталей и украшающих фасады мечети майоликовых надписей с цитатами из Корана проводилось под наблюдением известного художника-керамиста П. К. Ваулина при участии среднеазиатских мастеров, в частности известного усто Курбана, который позже, в конце 1920—1930-х гг. участвовал в реставрации многих архитектурных памятников Средней Азии. Большинство композиций керамического убранства фасада мечети копирует орнаментальные украшения различных мусульманских храмов Средней Азии, Ирана и Турции. Они удачны по колориту, по технике исполнения близки к образцам. Большую живописность придают зданию мечети два высоких стройных минарета. Внутренняя отделка мечети выполнена в строгом соответствии с традициями мусульманского зодчества. Выразительны колонны, облицованные зеленым искусственным мрамором. В центре молитвенного зала висит огромная люстра, по борту которой вычеканены изречения из Корана. Постройка мечети была окончательно завершена в 1920 г. Мечеть оставалась открытой на протяжении двух десятилетий. Закрыли ее перед самой Великой Отечественной войной согласно постановлению Президиума ВЦИК от 27 янв. 1941 г. Однако еще 10 сентября 1940 г. здание мечети по акту передали Ленгорздравотделу. Решение же городских властей о возвращении мечети верующим было принято только 19 января 1956 г.
            В настоящее время здание мечети принадлежит Петербургской общине мусульман-суннитов.


  • Мусульманская молельня первого магометанского прихода

            (2-я рота Измайловского полка, ныне 2-я Красноармейская улица, дом 9). После организации в Санкт-Петербурге в конце XIX века двух магометанских приходов, Городской думой были утверждены места молельных собраний для каждого прихода. Молельные собрания мусульман первого прихода, охватывавшего южные части города, стали проводиться в доме 9 2-й роты Измайловского полка.
            Муэдзином молельни был избран Мухаммед-Фатых Юнусов, исполнявший обязанности муэдзина до революции 1917 г.; главой молельни в годы революции был Жалялетдин Соколов.
            Во второй половине 1920-х гг. молельня была закрыта.


  • Мусульманская молельня второго магометанского прихода

            (наб.реки Мойки, 22, кв.28). Молитвенные собрания мусульман второго магометанского прихода, охватывавшего центральные и северные части города, проводились на квартире Военного окружного имама Санкт-Петербурга ахуна Фатихутдина Денлекамова в доме на Мойке близ Дворцовой площади.
            Вскоре после революции молельня была закрыта.


  • Мусульманская молельня на Коломенской улице

            (Коломенская, 26). Незадолго до начала Первой мировой войны была открыта мусульманская молельня в доме хатыба Ислама Халитома на Коломенской улице. После революции молельня была закрыта.

    Литература: 168, 329, 541, 626, 628.




 
« Пред.   След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 16 ноября, пятница
Copyright © 2005 - 2018 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000030 секунд
Сегодня 16 ноября, пятница
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх