logo
buhara
 

Храмы Петербурга

Религия - Христианство

  10. БУДДИЙСКИЙ ХРАМ

Главный фасад буддийского храма на Приморском проспекте в Старой Деревне.Архитектор Г. В. Барановский (1860 — между 1918 и 1923) при участии ученых-буддологов Санкт-Петербурга В. В. Радлова, С. Ф. Ольденбурга, Ф. И. Щербатского,художника Н. К. Рериха и др.; 1909— 1915 гг. Вид фасада в середине 1970-х гг.


        (угол Благовещенской улицы, ныне Приморского пр., и Липовой аллеи, близ Елагина моста через Малую Невку, ныне - Приморский пр., д.91). Буддийский храм в Петербурге до сих пор остается крупнейшим буддийским молитвенным зданием в Европе. Он был построен в 1909—1915 гг. на средства буддийской общины в Петербурге, деньги, выделенные тибетским Далай-ламой XIII Тубдан-чжамцо и на дополнительные ассигнования, выделенные в 1913 г. монгольским Богдо-гегеном из собственной казны, при поддержке и участии ученых-буддологов Санкт-Петербурга, по инициативе духовного наставника и доверенного лица Далай-ламы Тубдан-чжамцо Агвана Лобсана Доржиева.
        Бурят по национальности, российкий подданный Доржиев получил богословское образование и титул Лхарамба (высшая ученая степень в буддизме) в Брайбунском монастыре в окрестностях Лхасы, а затем стал воспитателем и наставником (цан-шав-ханбо) молодого Далай-ламы Тубдан-чжамцо (1876—1933). При дворе Далай-ламы Доржиев создал прорусскую группировку и с конца 1890-х гг. стал негласным посредником во взаимоотношениях между Тибетом и Россией. Он оказал много услуг русским путешественникам П. К. Козлову, М. В. Певцову, Д. А. Клеменцу, Э. Э. Ухтомскому, Ф. И. Щербатскому. В 1908 г. Доржиев передал в Российское Министерство иностранных дел ходатайство Далай-ламы о разрешении буддистам Санкт-Петербурга построить свой храм в столице. Буддийская община Петербурга насчитывала в те дни 184 человека. Ходатайство было поддержано П. А. Столыпиным, и на купленном участке в Старой Деревне близ Елагина моста началось строительство здания храма. Был создан строительный комитет, в который вошли академики-востоковеды В. В. Радлов и С. Ф. Ольденбург, камер-юнкер двора князь Э. Э. Ухтомский, архитектор Г. В. Барановский, художники Н. К. Рерих и В. П. Шнейдер, приват-доценты Санкт-Петербургского университета В. Л. Котвич, А. И. Руднев и профессор Ф. И. Щербатской. Проект храма был разработан архитектором Г. В. Барановским; но, по мнению многих исследователей, его негласным соавтором, а возможно и главным автором был Доржиев.
        Храм был построен в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к строительству буддийских храмов классического тибетского типа. Здание состоит из двух половин: южной, основной ("зала молебствий") и северной, "сокровенной", расположенной в задней части храма и называемой гонканом. Южный фасад здания с главным входом украшен портиком из четырех квадратных в сечении столбов, увенчанных капителями из темной бронзы. К портику ведет широкая и высокая гранитная лестница. Все здание представляет собой четырехугольный в плане храм с плоской крышей, предназначенный для молитвенных собраний и занятий лам. В южной половине храма размещен просторный зал, разделенный двумя рядами колонн на три части. Между колоннами располагались седалища лам —чжабдапы. Молитвенный зал не имеет окон; свет в него проникает через отверстие в крыше. Стены храма были облицованы на всю высоту красно-фиолетовым гранитом; антаблемент выполнен из красного кирпича с горизонтальными полосами из синего с белыми кругами глазурованного кирпича. Во фризе были установлены бронзовые позолоченные зеркальные диски "толи", призванные отпугивать злые силы (до нашего времени они не сохранились).
        У северной стены зала молебствий находился алтарь с большой трехметровой гипсовой статуей Будды (впоследствии ее предполагалось заменить бронзовой). Перед Буддой на возвышении помещался "трон" для священнослужителей самого высокого ранга. Бронзовая статуя Будды из буддийского храма в Старой Деревне в период реставрации (1990 г.). При создании статуи использовали фотографии статуи Большого Будды, находившейся в буддийском храме и разбитой в 1938 г. при транспортировке в Музей религии и атеизма в Казанском соборе.В центральной части зала вдоль колонн стояли два длинных стола со священными предметами: ваджрами, раковинами, священными надписями на длинных бумажных листах. Между колоннами были развешены изображения тантрийских божеств. Из южной части храма через двери в северной стене, размещавшиеся по обе стороны алтарной ниши, можно было войти в наиболее сокровенную, северную часть храма — "гонкан", предназначенную для молебствий и служб немногих посвященных лам. На первом этаже гонкана находился алтарь; над ним, на втором этаже, был еще один малый алтарь, наиболее сокровенный. В нем помещались две позолоченные статуи: сидящий Будда Шакьямуни из сандалового дерева и стоящий бронзовый Будда Майтрейя. Первую статую подарил храму в 1914 г. сиамский король Рама VI Вачировуд, а вторую — русский консул в Бангкоке Г. А. Плансон. Впоследствии статуя Будды Майтрейи была утрачена, а Будду Шакьямуни перенесли в нижний этаж и установили перед Большим Буддой. Крышу гонкана, который возвышался над остальными помещениями храма, венчал "ганчжир" — медная позолоченная фигура, заполненная внутри печатными молитвами на освящение храма. В особом помещении в западной половине здания были установлены статуи гениев — хранителей храма, восточная половина была предназначена для субурганов (ступ) с реликвиями. По углам главного фасада были установлены два вызолоченных полых внутри сосуда конической формы — "чжалцаны" — они, как и ганчжир, наполнялись при освящении храма печатными молитвенными текстами. Над порталом храма было установлено восьмирадиусное колесо — буддийский символ мира (круг "хардэ") со стоящими по обе стороны от него вызолоченными медными фигурами ланей, которые, по преданию, одни из первых пришли слушать первую бенарес-скую проповедь Будды. В верхнем этаже южной части здания находились кельи для лам. Здесь же отвели помещение под библиотеку и кладовые для хранения храмовой утвари, картин и музыкальных инструментов. Утварь была изготовлена для храма в специальных мастерских в Пекине и Долон-норе на деньги Доржиева, пожертвовавшего для этих целей свое фамильное золото. Эти предметы были доставлены в Петербург двумя большими партиями еще в 1910 г. Первое богослужение в храме, еще не окончательно достроенном и отделанном, состоялось 21 февраля 1913 г. и было приурочено к 300-летию Дома Романовых. Ламаисты обожествляли "белых царей" — монархов России еще со времен Екатерины II, объявленной воплощением Белой Тары, одного из главных божеств в пантеоне северного буддизма. Храм был украшен русскими флагами и флагами Тибета с буддийскими эмблемами. "Все духовные лица были в живописных одеждах желтого и красного цветов и парчовых головных уборах, напоминавших по форме фригийские колпаки. Богослужение состояло из молитв под звуки колокольчиков," — писала газета "Новое время" 22 февраля 1913 г. Окончательное освящение храма было произведено 10 августа 1915 г. Агваном Доржиевым.
        Как указывает А. И. Андреев, есть основания считать, что храм был освящен в честь божества Калачакры, персонифицирующего тайное учение того же названия, происходящее, по преданию, из Шамбалы. Об этом говорят некоторые детали отделки храма: щиты с узором — монограммами Калачакры, установленные во фризе, знак Калачакры на капителях колонн портика. На полу зала молебствий было выложено плитками изображение свастики.
        На II Общебурятском съезде в июне 1917 г. по инициативе Доржиева было принято решение объявить храм достоянием бурят-монгольского народа. Тогда же Доржиев уехал в Забайкалье, пытаясь создать там независимое бурятское государство. Присмотр за храмом был поручен академику Ф. И. Щербатскому, поселившемуся при нем.
        Но осенью 1919 г. храм был занят красноармейской частью и весной 1920 г. ограблен и осквернен. Следствие ЧК, возбужденное по этому делу, как и следовало ожидать, никаких реальных результатов не дало; но осенью 1921 г. воинская часть освободила принадлежавшие храму здания. В 1920—1922 гг. силами музейных организаций Петрограда интерьер храма был частично реставрирован на средства, собранные Доржиевым. Но понимая, что храм может быть вновь ограблен, Доржиев вступил в январе 1924 г. в переговоры с монгольским правительством о передаче храма в совместное пользование Монголии и Тибета. В результате 1 июня 1926 г. была подписано соглашение между Монгольской народной республикой и СССР, согласно которому "буддийский храм с жилыми домами, надворными постройками и усадебным местом" был признан "общим достоянием Тибета и Монголии". Храм вновь стал действующим. Ежегодно в конце лета для совершения богослужений в него приезжали ламы из Монголии и Тибета. Однако после 1935 г. богослужения почти прекратились. В августе 1935 г. в Ленинграде при не вполне выясненных обстоятельствах погиб Ганжирва-геген Данзан Норбоев, заместитель Доржиева, один из высших иерархов ламаистской церкви.
        В мае — июне 1935 г. первая волна репрессий обрушилась на ленинградских лам. В январе 1937 г. 85-летний А. Доржиев вынужден был уехать из Ленинграда в Бурятию, где 13 ноября 1937 г. был арестован и вскоре скончался в тюрьме. В 1937 г. перестала существовать и сама буддийская община: летом — осенью 1937 г. были арестованы почти все буддисты, еще проживавшие при храме (около 30 человек). В апреле 1938 г. храм со всем имуществом был передан в государственный фонд; часть имущества поступила в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе. Во время транспортировки была разбита статуя Большого Будды, обломки которой просто скинули в Малую Невку (или в один из прудов на Елагином острове). 15 июня 1938 г. опустошенное здание храма было отдано в аренду Ленинградскому областному комитету профсоюза рабочих жилищного хозяйства "для использования под физкультурную базу". С 1942 г. и храме размещалась военная радиостанция, использовавшаяся после войны для глушения вражеских голосов. После многолетних хлопот вернувшегося в конце 1950-х гг. на родину Ю. Н. Рериха 9 июня 1960 г. здание храма было передано Ленсоветом Академии наук СССР для размещения в нем Института народов Азии (Института востоковедения); в 1962 г. храм был передан Зоологическому институту Академии наук СССР, а в 1981 г. Музею истории религии и атеизма. В 1989 г. в Ленинграде была создана новая буддийская община. По ее ходатайству здание храма в 1990 г. возвращено буддийской общине, и в нем возобновились богослужения.

Литература: 5, 9, 280, 329.




 
След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 16 ноября, пятница
Copyright © 2005 - 2018 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000029 секунд
Сегодня 16 ноября, пятница
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх