logo
buhara
 

Коранические сказания

Религия - Ислам
  Мухаммад   Коран | Творение | Пророки | Ибрахим | Йусуф | Муса |
  Иса | Праведники   Герои и мудрецы | Аравия | История первых |

М.Б.Пиотровский


КОРАНИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ




Москва
"Н А У К А"
Главная редакция
восточной литературы

1 9 9 1


 


Из суры аль-Анкабут/Паук/29:46/45-47/46 ПРЕДИСЛОВИЕ          

Э

 

та книга — об «исторических» преданиях, содержащихся в Коране — Священном писании ислама. Сказания о прошлом составляют значительную часть его текста, концентрируют в себе болышшство его главных идей, особенности его художественного языка.
         Задача книги — собрать воедино разбросанные по всему Корану повествовательные сюжеты и мотивы, изложить их содержание в последовательности событий, исследовать ту роль, которую они играют в Коране. Анализ коранических ссылок на историю позволяет обрисовать и некоторые черты религиозно-культурной ситуации, в которой родился ислам.
         Ислам возник как локальное религиозно-политическое течение, выроошее из многовековой истории Аравийского полуострова. В то же время он явился и откликом на духовные потребности всего Ближнего Воетока в период распада древнего миросозерцания и становления средневекового общества. Благодаря политическим победам и умению вбирать в себя новое и чужое он стал одной из главных форм идеологического осмысления действительности в эпоху средневековья. Огромную роль в победах ислама сыграла личность его основателя Мухаммада, посланника и пророка Аллаха. Изучение коранических сказаний позволяет конкретно определить сочетание чужого и своего в исламе, дает возможность как бы увидеть, ощутить личность его основателя.
         Коранические сказания, подвергнутые анализу и объясненные, могут стать для читателя хорошим путеводителем по тексту Корана. С их помощью легче ориентироваться в этом собрании проповедей, предполагающих наличие у слушателей и читателеи некоторого предварительного знания предмета.
         Ислам и Коран являются результатом человеческого творчества, Для самого творца и для сотен миллионов его носледователей они — деяние божества. Книга исходит из первого положения, но, уважая внутреннюю логику коранического текста, я не стану злоупотреблять кавычками и «якобы», говоря о естественном для Корана «участии» Бога в его создании.
         Кннга предназначена для широкого читателя. В таком виде на русском языке коранические сказания излагаются впервые, Адресована она и специалистам, поскольку предлагает новый подход ко всему комплексу сказаний. Они рассматриваются в первую очередь с точки эрения их места в коранической проповеди и их связи с аравийской культурной средой.
         В течение десяти лет я занимался специальными исследованиями коранических сказаиий. Результаты моих изысканий проверялись в докладах на различных встречах арабистов и исламоведов, публиковались в виде статей и разделов в книгах. Они легли в основу статей о мусульманской мпфологии в энциклопедических словарях «Мифы народов мира» (М., 1980, 1982; 2-е изд. М., 1987, 1988), «Ислам» (М., 1990), в справочниках «Ислам» (М., 1983; 2-е изд. М., 1986) и «Ислам» (М., 1989). Я благодарен моему другу и коллеге А. Б. Куделину, давно и настойчиво советовавшему рассказать о моих исследоваииях и размышлениях в отдельной работе. Она обсуждалась и была одобрена Группой исламоведения и Сектором Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР. Я признателен всем моим коллегам, взявшим на себя труд прочитать книгу еще в рукописи и помогшим исправить часть ее недостатков: П. А. Грязневичу. В. В. Лебедеву, Е. Н. Мещерской, Вл. В. Полосину, С. М. Прозорову, Е. А. Резвану, А. Б. Халидову, А. Л. Хосроеву, И. Ш. Шифману и многим другим.
         У книги естъ две стороны. Одна — выводы, к которым я пришел, многократно анализируя и сопоставляя повествовательные тексты Корана слово за словом. Вторая — мои чувства сопереживания моменту рождения религии, вызванные многократным и внимательным чтением этой удивительной Книги. Хотелось бы, чтобы написанное помогло хотя бы немногим немусульманам лучше узнать один из главных памятников человеческой культуры — Коран.
         На обложке воспроизведены два листа из рукописи Корана, выполненной почерком куфи в V—VI / ХI—XII вв. в Ираке. Хранится в Главной мечети г. Сана в Йеменской Арабской Республике. Шифр Ш:6=8.1.
         На лицевой стороне: текст из суры «аль-Кахф» («Пещера», 18:4/3—6/5); на оборотной — из суры «аль-Исра'» («Перенес ночью», 17:90/92—92/94). Воспроизводится по книге: Маsahif San'a. Kuweit, 1985, с. 33, 32,
         Для титула использовано оформление художественввй рукописи Корана, выполненной почерком мухаккак в VIII / ХIV в. в Египте. Хранится в Доме мусульманских древностей в Национальном музее Кувейта. Шифр LNS 74 МS.
         Слева текст из суры «аль-'Анкабут» («Паук», 29:46/45— 47/46). Справа в обрамлении почерком сулс выписаны аяты из суры «аль-Вакиса» («Падающее», 55:77/76— 80/79). Воспроизводится по книге: Variety in Unity, Kuweit, 1987, с. 33.
         Я благодарю генерального директора Управления древностей Йеменской Республики господина Исма'ила аль-Аква и директора Дома мусульманских древностей Кувейта шейху Хуссу ас-Сабах за любезное разрешение воспроизвести хранимые ими прекрасные рукописи.

 
« Пред.   След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 24 марта, пятница
Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000018 секунд
Сегодня 24 марта, пятница
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх