logo
buhara
 

Бухара


История
 Святые Ислама   | Фольклор | Топонимика | Обряды | Кухня |   Бухарский дом |
 
Немые свидетели истории 

  • ИСТОРИЯ НАРШАХИ
  • Абу-Бакра Мухаммада, сына Джафара Наршахи

    Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Слава Аллаху, всевышнему, величайшему, сотворившему миры, знающему все тайны, подающему все необходимое всем тварям и держащему в своей власти небо и землю.

    Славословие избранному из людей, последнему из пророков - Мухаммаду, чистейшему,- да пребывает милость Божия на нем, его домочадцах, друзьях, последователях, приверженцах и да будет всеми ими доволен Аллах!

    Говорит Абу-Наср Ахмад, сын Мухаммада, сына Насра Кубави, что Абу-Бакр Мухаммад, сын Джафара Наршахи написал книгу в честь амира Хамида Абу-Мухаммада Нуха, сына Насра, сына Ахмада, сына Исмоила Самани, - да будет к ним милостив Аллах, - о состоянии Бухары, ее достоинствах, прелестях, обо всем, что есть в Бухаре и ее окрестностях из удобств жизни и что вообще до нее относится; он излагает предания о ее превосходстве, дошедшие к нам от пророка, - да благословит и да приветствует его Аллах, - от его учеников, последователей и от учителей веры,- да будет всеми ими доволен Аллах.

    Эта книга была сочинена на арабском языке очень красноречмвым слогом в 332 году по лунному летоисчислению (943-4 г.). В виду того, что (теперь) люди большею частью не питают склонности к чтению арабских книг, мои друзья просили меня перевести эту книгу на персидский язык; я согласился и перевел книгу в месяце джумади-ль-авваль 522 г. (1128 г.). Так как в арабской рукописи местами встречались известия о событиях малоинтересных, чтение которых возбуждает скуку, я исключил такие повествования.

    В 574 г.(1178-9 г.) один из незначительных людей Мухаммад, сын Зуфара, внук Умара, изложил содержание книги в сокращенном виде для высокого собрания садра , садров мира, ходжи имама, величайшего, святейшего, авторитета общины и веры, меча ислама и правоверных, оружия имамов во всех мирах, властителя шариата, опоры халифата, имама области Мекки и Медины, муфтия востока и запада, потомка знатного рода по мужской и женской линии, обладателя высоких и достойных качеств, Абдул-Азиза, сына Садр-уль-Имама Аль-Хамида Бурхануддина Абдул-Азиза,- да освятит Аллах дух покойного (отца) и благословит живого почетом и величием!

     

    Рассказ о людях, бывших казиями в Бухаре

    (Из них) был Сибавейхи, сын Абдул-Азиза Бухори,грамматик; от Мухаммада, сына Аюна известно, что он лично слышал от Абдуллы Муборака о том, что Сибавейхи был казием в Бухаре и никому не причинил вреда даже на два дирхема; впрочем два дирхема (слишком) много, добавил Абдулла Муборак; этот казий во всю свою жизнь не причинил никому вреда и на пылинку.

    Был казием и Мухаллад, сын Умара, много лет, пока не умер шахидом. Потом место казия занимал Абу-Даим Хазым Садуси, которому был прислан от халифа диплом на эту должность. Другой - Иса, сын Мусы Таими, более известен под именем Ганджара,- да будет к нему милостив Аллах. Когда ему предложили занять должность казия, он отказался от этой чести. Царь просил Ису , если он сам не желает быть казием, рекомендовать подходящего для этого звания человека по своему усмотрению, но Иса и от этого уклонился. Тогда приказал царь в присутствии Исы произносить поочередно имена всех лиц, которые могли рассчитывать на назначение, но после каждого произнесенного имени Иса говорил:не годится. Наконец, когда было произнесено имя Хасана, сына Усмана, из Хамадана, Иса промолчал и присутствующие решили, что молчание с его стороны равносильно согласию. Назначили Хасана, сына Усмана, казием и за все время его служения не было в городах Хорасана людей, которые могли бы сравниться с ним по глубине познаний и благочеситию. Потом был Амир, сын Умара, внук Амрана; затем Исхак, сын Ибрагима, внук Хити. После своей отставки, Исхак умер в Тусе d 208 (823-4) году. Казием был назначен Са"ид, сын Халафа Балхского, в конце джумади-ль-авваля 213 (828) года. Этот человек так безупречно исполнял обязанности казия, что его ставили в пример, как образец беспристрастия, справедливости и милостивого отношения к созданиям Божиим. При нем народ усвоил себе хорошие нравы; между прочим он со свойственной ему справедливостью установил плотины и разделение воды между жителями Бухары так, чтобы сильный не обижал слабого. После был казием Абдул-Маджид, сын Иброхима Наршахи,- да будет милостив к нему Аллах,- которого причисляли к праведникам; далее, должность казия перешла к Ахмаду, сыну Иброхима Баркади - да будет милостив к нему Аллах. Он был казием в царствование Ахмада, сына Исмоила Самани (907 - 914 гг.) и был одновременно законоведом и подвижником.
    Впоследствии на должность казия был назначен Абу-Зар Мухаммад, сын Юсуфа Бухори, который был учеником имама Шафия (да будет к нему милостив Аллах). Это был человек очень ученный, благочестивый, святой жизни. Его ставили выше всех бухарских ученых; его всячески старались соблазнить тайными взятками. Но как ни старались враги, он ничем не запятнал себя; его беспристрастие и справедливость только яснее обнаруживались с каждым днем. Состарившись, Абу-Зар Мухаммад просил освободить его от службы в должности казия, отправился на поклонение святыням Мекки и, совершив "хадж", остался на некоторое время жить в
    Ираке, где занимался изучением преданий (хадисов) , дошедших к нам от пророка,- да благословит и да приветствует его Аллах,- и (вообще) учился. Потом он возвратился в Бухару и пожелал остаток дней своих провести в уединении,- да будет милостив к нему Аллах.
    Потом был казием Абу-Фазль, сын Мухаммада, внук Ахмада Марвази Сулами. Он был знаток шариата (факих),- да будет милостив к нему Аллах,- он написал книгу "Мухтасари-Кяфи" и долго исполнял обязанности казия в Бухаре. Во все времена службы своей он не заслужил ни малейшего упрека, а беспристрастие и справедливость его ко всем без различия были таковы, что во время его службы у него не было соперников по учености и святой жизни. После должности казия, он был назначен визирем султана и умер шахидом(мученически).
    Да будет милостив Аллах ко всем им, вышеупомянутым.

    Автор этой книги говорит, что если бы он вздумал описать жизнь всех ученых Бухары, то описание это заняло бы несколько книг, поэтому он ограничился лишь некоторыми, именно такими, о которых предание от пророка, да благословит и да приветствует его Аллах, гласит:"ученые между моими последователями будут так же возвеличены, как пророки из потомства Исроиля".Фасль.Абул-Хасан Абдул-Рахман, сын Мухаммада-ан-Нишапури, в книге "Хазаин-уль-Улум"("Сокровищницы наук") говорит, что на том месте, где теперь область Бухара, раньше была болотистая низина, часть ее представляла площадь, поросшая камышом и деревьями.Там было много птиц, но во многих местах были такие трясмны, что никакой зверь не мог пройти.Это происходило от того, что в горах, окружающих Самарканд, таял снег и вода стекала туда.И так, около Самарканда есть большая река по имениМасаф, очень многоводная.Вода во многих местах размывала землю и несла с собой много земли, так что те болота были совершенно занесены илом.Много притекало воды, но много и земли приносила она с собой до Битика и Фараба, так что другие воды (т.е. болота) совсем пересохли; место, где находится Бухара, занесло землей, и площадь была сравнена.Так образовалась великая река Согд, а в занесенной илом области возникла Бухара; люди стали собираться туда со всех сторон, и место приняло веселый вид.

    Люди, приходившие сюда из Туркестана, селились здесь, потому что в этой области было много воды и деревьев, были прекрасные места для охоты; все это очень нравилось переселенцам.Сначала они жили в юртах и палатках, но потом стало собираться все больше и больше людей, и переселенцы стали возводить постройки.Собралось очень много народа и они выбрали из своей среды одного и сделали его амиром.Имя его было Абруй.Самого города еще не было, но уже было несколько деревень, каковы:Нур, Харкан-руд, Вардана, Таравджа,Сафна,Исвана.

    Большое селение, где жил сам царь, называлось Пайкенд, а городом называлиКала-и-дабуси. По прошествии некоторого времени, власть Абруя возросла, он стал жестоко править этой областью, так что терпение жителей истощилось.Дихканы и богатые купцы ушли из этой области в сторону Туркестана иТариза, где выстроили город и назвали его Хамукат, потому что великий дихкан, бывший во главе переселившихся, назывался Хамук, что на языке бухарцев означает жемчуг, а "кат" значит город; таким образом, название это означало "город Хамука".Вообще бухарцы "хамуками" называют вельмож.

    Оставшиеся в Бухаре послали к своим вельможам послов и просили защитить их от насилий Абруя.Вельможи и дихканы обратились за помощью к правителю турков, по имени Кара-Джурин-Турк, которого, за его величие, народ прозвал Биягу.Биягу тотчас послал своего сына Шири-Кишвара с большим войском. Тот прибыл в Бухару, в Пайкенде схватил Абруя и приказал, чтобы большой мешок наполнили красными пчелами и опустили туда Абруя, отчего он и умер.Шири-Кишвару очень понравилась завоеванная им страна, и он послал своему отцу письмо, в котором просил назначить его правителем этой области и разрешить ему поселиться в Бухаре.Вскоре он получил ответ, что Биягу отдает ему область.Шири-Кишвар отправил посла в Хамукат, чтобы он уговорил вернуться на родину всех бежавших из Бухары с их семействами.Он написал грамоту, в которой обещал, что все возвратившиеся по его приглашению из Хамуката в Бухару, станут его ближними людьми.Это обещание было вызвано тем, что все богачи и знатные дихканы выселились, а бедные и низшее сословие остались в Бухаре.

    После этого, бежавшие в Хамукат возвратились на родину, в Бухару, а оставшиеся в Бухаре бедные люди стали слугами возвратившихся из Хамуката. Среди последних в то время был один великий дихкан, которого называли Бухар-худат, потому что он происходил из древнего дихканского рода. Земельные участки большею частью принадлежали ему, и большинство остальных людей были или крестьянами или слугами его.

    Шири-Кишвар основал город Бухару и селения:Мамастин,Сакматин,Самтин и Фараб.Шири-Кишвар царствовал 20 лет, а после него был другой царь, который основал селенияИскаджкат, Шарг и Рамтин. В то же время было основано селениеФарахша.Когда в Бухару привезли в качестве невесты дочь китайского царя, то с ней привезли из Китая пагоду с идолами, которую и поместили в Рамтине.

    Во время халифата амира правоверных Абубакра Сыддыка (первый халиф 632-634 гг.),- да будет им доволен Аллах,- в Бухаре впервые вычеканили монету из чистого серебра, а до того времени монеты в Бухаре не было.

    В царствование Муавийи Бухара была завоевана Кутайбой, сыном Муслима. Тахшада стал царем и правил Бухарой 32 года в зависимости от Кутайбы, сына Муслима.Кутайба был убит в СамаркандеАбу-Муслимом.

    Во время правления в Хорасане Насра, сына Сайяра,после смерти Кутайбы, Тахшада(II) десять лет правил Бухарой, но и его убилАбу-Муслим- да будет милостив к нему Аллах.
    После него царствовал 7 лет брат его Сукан, сын Тахшады, он был убит в своем дворце в Фарахше, по повелению халифа, а именно: произошли смуты, во время которых он и был убит в своем дворце.Он в это время держал перед собою тетрадь и читал Коран; в таком положении его убили и похоронили в том же дворце.После Сукана, семь лет царствовал его брат Буниат, сын Тахшады.Он также был убит во дворце в Фарахше, по приказанию халифа; о причине этого убийства будет упомянуто.
    После этого Бухара находилась в руках потомков Тахшады, его слуг и внуков, и только в царствование амира Исмоила Самани царская власть изчезла из рук потомства Бухар-худата, а как это случилось, будет рассказано ниже...



 
« Пред.   След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 18 ноября, суббота
Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000031 секунд
Сегодня 18 ноября, суббота
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх