logo
buhara
 
Важно

Ваши анекдоты

- Ребе, посоветуйте, надо ли делать мальчику обрезание?
Ребе, подумав, отвечает:
- Ну во-первых, это красиво....

 

Поиск по сайту

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Советы потустороннего

susanin


         Как правило, я всегда стараюсь публиковать нечто новое, интересное и смешное или - во всяком случае - заставляющее улыбнуться по-доброму. И - в основном - пишу от себя. Но на сей раз, решил изменить сложившийся традиции. Уж, больно важными и насущными показались мне нижеследующие размышления моего давнего друга и единомышленника, относительно животрепещущей темы, которая не дает покоя многим из нас в последнее время. И ответы на которые, дотошный и честный искатель истины, пытается найти сам. Не взирая ни на какие авторитеты. Вот и на сей раз, предоставляю читателю самому поразмыслить и сделать свой вывод из нижеследующего...


СОВЕТЫ ПОТУСТОРОННЕГО

         Так уж случилось, что я вдруг оказался гражданином совсем не той страны, которую считал своей. в которой родился, учился, жил….Той, Великой Страны, которой гордился. Не важно, как называется эта гордая республика, где я обитаю с 1991 года, хотя, с самого рождения я жил здесь, и где мои корни, мои друзья и всё остальное... И, хотя паспорт у меня не с двуглавым, но Россия, как правопреемница той Страны, для меня всегда была, есть и будет родной. Но, я-то потусторонний, я по ту сторону границы, и взгляд отсюда, взгляд потустороннего, может быть и покажется вам достойным внимания. А ежель не покажется...


1. Pussy Riot

         Собрался писать о многом, но тут грянули Pussy Riot, вклинились, и отвлекли. Не то, чтобы это событие вселенского масштаба, но такого недоумения и даже растерянности я не испытывал уже много лет. Что, собственно, произошло и почему это абсолютно заурядное событие стало предметом бурного обсуждения? Ну, четыре придурковатые девицы прохулиганили в Соборе, и что? Чем, скажем, отличается их поступок от - например - кривляния на сцене Большого во время «Лебединого озера? Или таких же действий в музее или любом другом общественном месте? Да ни чем. Взяли и наплевали на окружающих. Не увАжали они нас, ни капельки. Обычное хулиганство, пусть даже не попадающее под действия административного или даже уголовного Кодекса. Вот, чтобы с ними сделали в былые времена? В идеале, сняли трусики и крепко выпороли розгами, смоченными в крутом солевом растворе. Да так, чтоб дней десять спали на животе и ели стоя. Или дали пятнадцать суток и метлу в руки. Но, что вот точно - вряд ли мы даже узнали б о таком событии. А что же происходит сейчас? И тут я вынужден сделать длинное отступление.

         Как-то летом сидел я со своим другом на даче теплым летним вечером. О чем могут говорить мужчины? Ясное дело, о политике, футболе и женщинах. Накануне я вернулся из Лондона и рассказывал другу о поездке. Оба мы неровно дышим к живописи, в смысле посещения музеев, чтения книг о художниках и рассматривания альбомов с их произведениями. Я говорил о впечатлениях от посещения галереи Генри Тейта, старой и новой. Собственно говоря, участие в конференции было лишь поводом, чтобы попасть в потрясающие музеи Лондона, в том числе и упомянутую выше галерею. Там находились картины самых любимых нами художников – прерафаэлитов. Ожидания оправдались, и мы с женой несколько часов бродили по залам. Удивительно, но практически в полном одиночестве. Еще несколько не местных посетителей, в том числе две пары русскоговорящих. В целом, нам это очень понравилось, особенно по сравнению с нашими музеями, где толпы зрителей мешают насладиться шедеврами. Жена предложила посетить и новую галерею Тейт, в здании бывшей электростанции, почти напротив собора Св. Павла. И на следующий день мы отправились туда. Трудно описать мое состояние после выхода из этого музея. То, что мы там увидели, никакого отношения к живописи почти не имело. За исключением художников начала двадцатого века. Странные инсталляции в виде кучи обрубков дерева в углу, искореженных железных конструкций, жалкое подобие квадратов Малевича и ранних абстракций Кандинского. Но вовсе не это поразило нас. Подобного искусства мы вдоволь насмотрелись в музеях Европы и Америки. Поразили толпы народа! Сотни детишек сидели напротив этого полу-художественного хлама, а молодые учительницы (как мы поняли, это были внеклассные занятия) эмоционально что-то им рассказывали. Понять экскурсоводов было сложно из-за особого слэнга и специфического лондонского тарахтенья. Тем не менее, по отрывочным фразам я понял, что речь шла ни о чём, в основном, типа - «ах, как это здорово, необычно, экспрессивно, своеобразное видение художника и прочее, прочее…».
         – Как же так, - в недоумении обратился я к другу. – В старой галерее - гордость английской живописи и - никого. А здесь… Чему учат детей, что они будут делать, повзрослев, какой вкус у них может быть воспитан… В целом мои эмоции напоминали обычное брюзжание немолодого человека. Типа вот в наше время… в наших музеях… в наших школах… Тут товарищ прервал меня и сказал:
         - А что ты хочешь? Давай вспомним, как становились Художниками в былые времена. Помнишь, у Вазари или даже у Стоуна? Сколько лет проходило у мальчишки от растирания красок, подготовки холста до прорисовки некоторых деталей и далее к самостоятельному творчеству известного Мастера? А их образованность, знание своих современников и предшественников? Знаешь, я бы назвал тот период Академией. Это как у вас - ученых - высшее звание – академик. И мне кажется, что этот период длился практически до начала двадцатого века. При этом не только в живописи. Во всем. Столяр делал шкаф – произведение искусства - и шел к этому, постигая мастерство краснодеревщика долгие годы. Проходя весь этот путь от подмастерья до знаменитого Мастера, а шкаф служил не одному поколению, и сейчас может быть украшает какой-нибудь музей. Мы любуемся шедеврами архитектуры и следующие поколения будут также восхищаться ими. А потом, работы модернистов двадцатого века, будут вдруг восприняты не как эксперимент, манифест или поиск новых средств выразительности и самовыражения, а как за чистую монету. Как, собственно, и живопись. Простота «Квадрата» Малевича, ранние эксперименты Кандинского и других создали иллюзию возможности легкого повторения. При этом особого мастерства рисовальщика уже не требовалось. Хотя сами зачинатели модернизма были настоящими Мастерами. Помнишь, удивительные реалистичные портреты Матисса, Пикассо, не говоря уже о гении рисунка Дали. И тут пошло… Академия снизилась, сначала до университета, потом до института, далее до техникума, а теперь властвует ПТУ! Причем везде, во всех областях нашей жизни. В культуре, искусстве, политике… В наше время, родители говорили, будешь плохо учиться в школе – дорога в ПТУ или еще хуже – в ФЗУ. Были такие фабрично-заводские училища. Если кто-то вел себя плохо на улице, ругался матом, хулиганил, валялся пьяным, было ясно - вот птушник или фабзаец! Нет, ничего плохого в этих училищах не было, и среди выпускников в большинстве своем было немало нормальных ребят. И даже массовая культура, рассчитанная вовсе не на элиту, а на самого простого и среднего (в лучшем смысле слова) гражданина, в то время удерживалась в определенных рамках, на достаточно достойном уровне. Ведь недаром сейчас так популярны фильмы, песни, литература и все то, что называется культурой советского периода. Я не идеализирую, и понимаю, что хлама тоже было немало, но хлам-то был высокопрофессиональный! Сейчас же, достаточно на скорую руку обучиться, обладая лишь зачатками таланта и - вперед, на покорение таки же птушников, как и сам. Знаешь, я тут «Аншлаг» случайно увидел. Вот, как рассмешить пятилетнего ребенка? Быстро и до упаду? Рожу сострой, спотыкнись, а еще лучше, чтоб штаны при этом слетели… Дитя до икоты, до соплей будет давиться от смеха. Теперь, представь, что продолжаем так же смешить и десятилетнего, двадцатилетнего… И что ты думаешь? В тридцать лет такой зритель будет ходить на Жванецкого? Вот и этот самый Аншлаг с его жуткими "бабками" и прочими юмористами птушниками вызывают овации у себя подобных! А ты удивляешься, что в новой Тейт народу тьма, а в старой почти никого. Производитель культурных ценностей должен быть на уровне с потребителем, иначе он прогорит. Конечно, есть и должно быть элитарное искусство, хотя бы для того, чтобы оставалась надежда на сохранение и развитие наследия предков. В сохранение я верю, а вот в развитие….
         Я не стал спорить с другом, так как во многом разделял его мысли. С оговорками, но разделял, особенно в том, что миром правит ПТУ. И что же тогда удивляться тем четырем необразованным и невоспитанным девицам, дрыгающим ногами в Соборе? Посыпать голову пеплом надо всей системе образования. Ладно, что тут еще говорить. В конце концов, это всего лишь некий эпизод в череде схожих и не очень других примеров, демонстрирующих общий уровень нашей современной культуры.
         Но меня лично волнует другая проблема, так или иначе связанная не столько с этими несчастными Pussy Riot, сколько в целом с взаимоотношениями церкви и государства.
         И, особенно в контексте реакции РПЦ на это мелкое хулиганство. В чем дело, почему священнослужители так болезненно реагируют на него? Да страх ими движет, просто страх, что паства может вдруг начнет отходить от Церкви, снизится влияние ее на народ, оскудеет река пожертвований. Церковь у нас отделена от государства, а государство отделилось от Церкви? Нам все время вбивают в голову идею, что русский народ духовен, что православие есть основа нашей жизни, приводят в доказательство жития многочисленных святых. Но я задался простым вопросом, если это так, то почему в нашем фольклоре, в народных сказках вы не найдете ни одного героя – священнослужителя? А возьмите литературу золотого 19 века, ту великую русскую литературу, создавшую основы нашей нынешней культуры. Где герои-священники, где? За редким исключением их просто нет. Даже в живописи, если не рассматривать работы Крамского, Поленова и других живописцев, выполнявших прямые заказы церкви, много ли вы вспомните сюжетов, где поп герой, а не объект иронии и насмешки? Церковь в России всегда была инструментом государственной власти, и после семидесяти лет отстранения от нее, делает теперь титанические усилия, чтобы опять получить в руки. Читаю про введение в школьное образование основ светской этики или религиозной культуры на выбор родителей. Читаю и диву даюсь. А не проще ли было ввести уроки поведения, на которых детишек с малолетства учили как себя вести, как относиться к окружающим людям, объяснять,что такое честность и порядочность и всему тому, что мы сами хотели бы видеть в них. А историю религий ввести в общий раздел истории, с расширенным изучением не только происхождения различных вероисповеданий, но и основ их культуры. Хочет Церковь учить детей, нет проблем: пусть строит и открывает школы, где наряду с общеобразовательными дисциплинами преподают Закон божий. А к обычной школе пусть и близко не подходит. Почему во время церковных праздников по государственным каналам идут передачи религиозного содержания? Церковь имеет свои каналы. Только там строка бежит постоянно – мол, подайте на содержание. Прошла информация о том, что ряд икон из музеев надо передать в Храмы. Включая Троицу Рублева. Представляю, что бы произошло, если бы в Италии, реально религиозной стране, кто-нибудь потребовал передать в храм из Уффицци знаменитые иконы Джотто, Чимабуэ или Буанисеньи. Боюсь, что сама Церковь не отдает отчета в том, что маятник, который она разгоняет сейчас в одну сторону, может развернуться и помчаться вниз. Сметая на своем пути все, что она создает. Представляю картину – новый Президент России в церковь не ходит, и не крестится перед камерами. Враз его окружение вспомнит о своем атеизме, за ним родные, близкие, друзья, и покатится все по нисходящей. Говорят, Хрущев церкви закрывал после всплеска религиозности во время войны и тяжелого послевоенного периода. А если непредвзято, то, сами храмы закрывались, паствы-то не было. Да и о чем говорить в эпоху всеобщего подъема! Вон, в космос летаем, коммунизм не за горами... причем тут Бог и остальное. Как бы история не повторилась, и в недалеком будущем государству не пришлось бы брать на свой баланс возвращенные и новые храмы и монастыри. Еще более меня удивляют заявления некоторых иерархов церкви, по различным поводам оскорбления чувств верующих. То выставка оскорбляет, то кинофильм негоже показывать... опять же из-за оскорбления. К счастью до европейского маразма мы еще не дошли, но успешно туда направляемся. Разве можно оскорбить чувства верующего? Ведь вера дает человеку могучую защиту от любых оскорблений. Искренне верующего вы не оскорбите. Он лишь пожалеет, вас, неразумного. Уж насколько оскорбительной с этой точки зрения может считаться радиопередача «Для верующих не верующих» во времена СССР. Ну, ничего, верующие только улыбались, слушая ее…..
         Именно эти мысли так насторожили меня в истории с бедолагами Pussy Riot. Насторожили потому, что для меня клерикализм в настоящее время страшней коммунизма. С коммунистами можно было в принципе договориться. Невзирая на догматизм, все-таки элементы науки присутствовали, и на ее основе с помощью логики что-то можно было менять. С клерикалами – нет, никогда. Догматизм это основа, здесь они неумолимы. Их многовековая история не дает покоя и изо всех сил при полном попустительстве государства, Церковь пытается восстановить свое влияние в обществе. Но, в конце концов, неужели наша национальная идея – это религия? Тогда заявите открыто – в основе нашего государственного мировоззрения лежит идеализм. Просто и откровенно. И тогда все будет ясно. И фильмы выпускать, и книги печатать по разрешению Священного Синода, и хулиганок типа Pussy Riot по полной программе лет на пять, на лесоповал. И первые ласточки уже тут как тут. То, некий митрополит требует запретить показ фильма Мэла Гибсона. Так, ведь, запрещают. То, недавно другой, негодует по поводу выставки эротических рисунков Пикассо. Дело за снятием из экспозиции «Крестного хода» Репина, в эту же компанию надо и бравого солдата Швейка и т.д. и т.п… Но, церковь должна быть готова и к обратной реакции. В последнее время все чаще появляются признаки иного отношения граждан к церкви. И вот, уже ее служители кричат о войне против Патриарха, против отдельных иерархов, да и против РПЦ в целом. А что же вы хотели? Вышли на публику, влезаете в политику и в светскую жизнь – получайте. Получайте как все те, кто играет на этом поле. Если вы забыли, что вера дело интимное, что Богу богово, а Кесарю кесарево, так и не жалуйтесь.
         И, наконец, доигрались. Мало существующих законов, так давайте еще один, "о защите чувств верующих". И здесь, хотелось бы задать вопрос – а что, у нас помимо религиозных конфессий, в обществе больше никого не осталось? А как быть со сторонниками материалистического мировоззрения? Почему их о них никто не вспоминает? Их, что, у нас вообще нет? А они не нуждаются в защите? На днях, опубликовали данные социологического опроса, из которого следует, что атеистов в стране около 5 процентов. Ну, как опросы ведутся, я знаю не понаслышке. Самому приходилось организовывать. Вспоминаю два эпизода. Первый, лет двадцать пять тому назад. При очередной переписи населения в республике, в анкете появился вопрос о том - какой язык Вы считаете родным. Было это в Белоруссии и мой друг - житель Минска - рассказал следующее. В лаборатории НИИ, где он в это время работал из двадцати девяти сотрудников, одиннадцать указали белорусский в качестве родного. Приятеля это сильно удивило, так как за годы совместной работы он и не представлял, что его коллеги родным считают язык, на котором не говорят. И он тогда стал приставать к каждому с вопросом – почему? Ответы были удивительными: "родился в деревне, а в окружении почти все говорили или на русском или на некой смеси двух языков". Но исключительно по факту рождения коллега считал, что именно белорусский и есть родной. А на вопрос, на каком же языке он малолетним детишкам на ночь сказки рассказывает, или на каком языке он думает, ответ был очевидный – на русском. Итак, из 11, оказался лишь один, который и дома предпочитал говорить на белорусском, и книжки читал на белорусском и детей старался научить, хотя и практически безуспешно. И для которого белорусский язык был реально родным. А в результатах переписи было указано, что более 40 процентов населения республики родным считают белорусский язык. То-то сейчас в Белоруссии даже в глухих деревнях на этом языке говорят ну очень уж пожилые.
         Другой эпизод. Мне, в то время директору научного центра, по роду своей деятельности пришлось организовывать работу по формированию общественного мнения в поддержку развития атомной энергетики. Я привлек к этому делу институт социологии. Их сотрудники сразу же задали мне вопрос: какой результат мне нужен? Я удивился, но объяснил, что на повальную поддержку, с учетом еще свежей в памяти населения катастрофы на Чернобыльской АЭС, и не рассчитываю. Ну, так 50 на 50. И я получил – 40 "за", 40 "против" и 20 "не определились". Специалисты мне пояснили: если спросить, Вы за строительство АЭС в Вашем регионе? Ответ наверняка будет отрицательным. А если спросить: Вы согласны на строительство АЭС вдалеке от Вас по самому современному и безопасному проекту и с учетом того, что при работе АЭС Ваши коммунальные платежи существенно снизятся? Ответ, скорее всего будет положительным. Так и получилось. Отчет пошел в правительство и план строительства АЭС был утвержден.
         Ну, и что же получается? Религиозные люди требуют защиты, имеют все возможности пропаганды своего мировоззрения, протестуют против любых мероприятий, которые с их точки зрения оскорбляют их чувства… Можно подумать, что их силой тащат на выставку или заставляют смотреть те или иные фильмы, телепередачи, спектакли. Что, нельзя выключить телевизор или просто проигнорировать то или иное событие? А что же атеисты? Никакой возможности, ни пропагандировать свое мировоззрение, ни его защищать. Более того, любая попытка отстоять свои взгляды рассматривается как то же самое оскорбление чувств верующих. Не так давно десять ученых подняли эту тему, так быстро и заткнулись.
         Как-то раз иду мимо дома. Пацан лет 6-7 рыдает. А рядом два таких же. Я подошел, дескать, чего обижаете. А они мне в ответ:
         - Да у него крестика нет, нехристь, в церковь не ходит и мы дружить с ним не будем!
         Вот, подумал, зеркальное отображение собственной ситуации, когда мы в далеком детстве во дворе дразнили Петьку, которого бабушка водила в церковь, крестила и он носил крестик!
         Вот так, история про дурочек приводит к грустным размышлениям. Как говорил Остап Бендер, идет полный религиозный охмуреж населения при попустительстве властей. Они, власти, не думают о том, что всеобщая религиозность – это такая же угроза стране, как национализм, и, даже рискну навлечь на себя гнев многих, терроризм. Ведь в стране не одна конфессия и есть регионы, где религиозность уже чуть ли не сто процентная. И что будет, когда в религиозном экстазе народ того или иного региона потребует подчинения законов государства нормам своей религии? Это вам не Болотная оппозиция, это сила, которая и танков не побоится. Давно ли Дудаев махал шашкой? Или Татарстан пытался внедрить латиницу?
         Но, в конце концов, Россия - светское государство и, надеюсь, им и останется. А то наша гордая маленькая республика, глядя на старшего брата вдруг также решить идти за ним? Нас тут мало и внедрить нормы православия или католицизма куда проще, чем в России…

 
« Пред.   След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 25 июля, вторник

Страны

30.8%United States United States
29.1%Russian Federation Russian Federation
8.7%Uzbekistan Uzbekistan
3.8%Ukraine Ukraine
3.1%Germany Germany

Посетители

Сегодня: 6
Вчера: 48
Всего: 25186

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Опросы Rus

В каких рубриках вы более всего заинтересованы?

Новые статьи...

Пн., 04 Май 2015
Пт., 23 Май 2014
Сб., 03 Май 2014
Чт., 01 Май 2014
Сб., 26 Апрель 2014
free counters
Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000024 секунд
Сегодня 25 июля, вторник
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх