logo
buhara
 

Кулинария от Галиба


Предыдущий Урок тридцать второй Следующий


Гуляш венгерскийГуляш венгерский


         - Кормить надо только безоружных, а солдат с ружьем сам себя прокормит - дело проверенное!
(Из к-ф "Каин XVIII")


  • Как был развенчан миф о вожде

             Что-то есть в этом глубоко символичное, раз я взялся за этот урок в преддверии такой знаменательной даты, какой является день 7 ноября.
             Совсем недавно слушал радиопередачу на эту тему с участием М.Веллера - главного ведущего, из которой почерпнул для себя немало интересного.
             Всецело разделяя позицию писателя, его взгляд на то, как следует относиться к этой дате, мне, тем не менее, почему-то стало жаль его. Писал, ведь, замечательные рассказы, ну и продолжал бы себе в том же духе. Впрочем, я его понимаю: писательство без гражданской позиции - это, наверное, баловство. И потом, как мне кажется, он подхватил эстафету праведников, которые, по-видимому, никогда не изведутся в России.
             Я и сам не перестаю думать над той "кашей", что заварилась в далеком 1917 году. Со всеми ее "плюсами" и "минусами". И, честно говоря, так и не пришел пока к однозначному выводу. Но то, что событие значимое, сомневаться не приходится. Как и в том, чтобы призвать в этот день "все стороны" для всеобщего примирения.
             Не знаю, с чем это можно связать: то ли от вечной беспросветной плохой жизни, то ли ещё из-за чего - но идея о справедливой жизни никогда не покидала россиянина: будь это в советскую эпоху, будь это сейчас. Как "тогда" мы мечтали "глотнуть свежего воздуха свободы", точно также "теперь", с не меньшим остервенением готовы отобрать нечестно нажитое "добро" у "березовских", "абрамовичей" и иже с ними.
             Не вдаваясь в тонкости психологии человека и побудительных мотивов, приведших к столь радикальным изменениям в сознании обычного россиянина, хочется сказать лишь одно: видимо нам ещё не раз придется "наступать на грабли", прежде чем мы придем к правильным выводам. "Я не разделяю ваших убеждений, но готов отдать жизнь за ваше право их свободно высказывать!" - это изречение, приписываемое знаменитому французскому просветителю Франсуа Аруэ де Вольтеру, наиболее глубоко запало мне в душу с тех самых пор, когда я впервые серьезно задумался - "Что же из себя представляет настоящая демократия и с чем её едят?".
             Например, в советскую эпоху, в которой я вырос, тоже была "демократия". Называлась она социалистической. И, как это ни странно, у этой "демократии" были свои вожди, которых народ обязан был боготворить. А над всеми этими вождями стоял самый главный вождь - Ленин - имя, которое произносилось с трепетом и благоговением.
             Тех, что правили страной после него, народ мог даже критиковать (естественно, после смерти вождя) и даже смещать с поста (понятное дело, когда он в отъезде), но "Главного" трогать не смели. Его даже мумифицировали, дабы продемонстрировать бессмертность гения перед вечностью. Это была "священная корова", "святыня", "икона", "непогрешимая истина в последней инстанции". Никому и в голову не приходило усомниться в гениальности и величайшей прозорливости этого "гения всех времен и народов".
             Одним словом, советская система сумела создать и внедрить в сознание масс такой величайший миф о вожде, что все остальные известные нам мифы просто меркнут.
             Без Ленина невозможно было представить жизнь простого советского человека, который начиная со школьной скамьи, проходил несколько стадий «посвящения». В первом классе мы с нетерпением ждали — когда нам нацепят на грудь пятиконечную звездочку октябренка. В четвертом — плакали, если наши фамилии не значились в списках тех, кто имеет право носить треугольный красный галстук и гордое звание «пионер». Наконец, в восьмом — тихо ненавидели всех «комсомольских активистов» и … гордились, что не стали ими.
             Являясь продуктом своего времени, я также очень долгое время находился в состоянии гипноза, из которого - как это ни странно может показаться - вывел меня... обыкновенный советский унитаз.
             Излишне, наверное, говорить о том, насколько серьезное значение придавалось идеологии в советский период. Ленинскими лозунгами не были обвешаны разве что только детские учреждения. "Марксизм-ленинизм" преследовал тебя на каждом шагу. То, что "наше дело правое - мы победим", ни у кого не вызывало сомнения. И то, что "Ленин и теперь живее всех живых", не позволяло расслабиться, а заставляло быть всегда и везде начеку. Усомниться в его величии было верхом не то, что - несознательности, но даже - преступности. Где-то, краем уха доходило, что во времена И.Сталина были репрессии и процветал культ личности; что Н.Хрущев слишком поторопился с прогнозами в отношении конкретных сроков прихода коммунизма; что "нынешние" руководители намного уступают "первым пророкам революции" и т.д. Но усомниться в самом вожде - было величайшей глупостью. Сейчас, наверное, выглядит смешно, но вынужден сознаться: я даже временами искренне сожалел о том, что Ленин не дожил до "наших дней".
              - Эх, надо же, какая досада - не дожил Ильич каких-то ещё 20 - 30 лет. А если б - до сегодняшнего дня? Вот бы он сейчас дал разгон существующему руководству, - думалось мне. - Вот бы сейчас мы зажили! И главное - народ его, конечно же, поддержал бы. Ещё бы - такой умище!
             Примерно с такими мыслями, не дававшими мне покоя, я однажды зашел в туалет. И, усевшись поудобнее на "горшок", стал далее развивать тему и предаваться тому - как было бы здорово, если б Ленин вдруг воскрес.
             Внезапно, я почувствовал острую боль в желудке. Да простят меня дамы (не за столом будет сказано), но я весь напрягся, прилагая все усилия к тому, чтобы освободиться от этой боли. И вдруг...
             Ты мне не поверишь, дорогой читатель, но я вдруг отчетливо представил на своем месте... Ленина. Да, да - нашего любимого и всеми обожаемого вождя. И тут же устыдился такого кощунственного сравнения.
             - Боже мой, что я говорю! - подумалось мне. - Какой вздор: Ленин и...обыкновенный унитаз. Какая чушь! Да за такие мысли меня давно поставили бы в 17-ом к стенке!
             Однако, раз посетив, эта мысль уже крепко засела во мне, настойчиво сверля мой бедный мозг. И я уже ничего не мог с этим поделать. Эта мысль меня настолько захватила, что последующие картины, что выдало мое воображение, последовали как-то легко, естественно и, можно сказать, непринужденно.
             - Постой, - говорил я сам себе, - он ведь был такой же человек, как и я. Конечно же, я вполне допускаю, что он, несомненно, имел более внушительный мозг, но все остальное - руки, ноги, уши, глаза, живот и ...(О, Господи! Неужели?!) даже жопа, почти нисколько не отличались от моих. Ну, может быть чуток по-нежнее, но все же?! Более того, он наверняка также как и я ходил в туалет (ведь должен же он был избавляться, хоть как-то, от пищи!); и наверняка он также сидел и тужился, когда у него случались запоры, или наоборот - скрючивался от колик и диареи.
             На мгновение я застыл от ужаса представленного. Но то было всего лишь мгновение, которое как вспышка света озарила меня, осветив заодно и то место, где за минуту до этого стоял вечно живой и непоколебимый вождь мирового пролетариата. И в это самое мгновенье, "пьедестал" в моем сознании рухнул, и я увидел, что на этом месте ничего нет - оно было пустым.
             В ту же секунду я почувствовал, как боль отпустила меня. Я улыбнулся: мне стало одновременно смешно и немного грустно. Так, наверное, бывает всегда, когда кончается сказка, подумалось мне...


  • Гуляш извозчика

             - Ну, и какая же связь между гуляшом и тем, что ты только что нам поведал? - справедливо спросите вы.
             Упаси боже! - никаких особых ассоциаций, конечно же, я не имел в виду. Разве ж, только то, что весь бывший Союз Советских Социалистических Республик можно сравнить с эти блюдом: точно такая же усредненная "серая масса", не выделяющаяся своей индивидуальностью и не претендующая на звание "королевского" блюда, являясь непритязательной пищей, призванной набить пустой желудок обыкновенного советского служащего.
             Но это только на первый взгляд. На самом деле, хорошо и правильно приготовленный гуляш - это "хорошо забытое старое",
    рис.1/Обжариваем мясоэто - ностальгия по советскому прошлому, наконец, гуляш - это блюдо настоящих гурманов, которые любят в конце трапезы обязательно "пройтись" кусочком хлеба по тарелке, слизывая самый "цимус", то есть соус.
             Тем более, что наш сегодняшний гуляш существенно отличается как от классического венгерского, так и от советского. Правильнее, - это гибрид советско-венгерской дружбы. Только пусть не вздумают на меня обижаться наши венгерские друзья, решив, что я специально приурочил это блюдо к своеобразному "юбилею" - трагическим будапештским событиям 1956 года. Так уж вышло...
             Однако, приступим к делу:

    Масло растительное — 300 мл;
    Мясо (говядина, телятина) — 1 кг;
    Легкое (говядина) — 350 г;
    Лук репчатый — 350 г;
    Мука в/с — 2 -3 стол.ложки;
    Томат-паста — 150 г;
    Специи — по вкусу;
    Вода — 600 мл;
    На гарнир:
    Картофель — 1,2 кг;
    Масло сливочное — 200 г;
    Зелень — 1 пучок (20 г);

             Как всегда - начинаем с мяса. Для гуляша прекрасно подойдет любое мясо (естественно, кроме пашины). Однако, лучше всего брать заднюю часть: кострец, ссек, окорок. Тщательно зачистив от пленок и хорошо промыв мясо целиком, приступаем к нарезке.
    рис.2/Затем опускаем лукРежем на небольшие тонкие кусочки (0,5 х 0,5 х 3 см) или же просто на небольшие кубики и складываем в эмалированную посуду.
             Включаем плиту, ставим казан или толстостенную чугунную латку, наливаем масло и, пока оно разогревается, чистим и нарезаем полукольцами репчатый лук. Заранее вытаскиваем муку, томат-пасту и подготавливаем различные специи, какие вам больше по душе. Что либо из следующего: карри, хмели-сунели, базилик, майоран, чабер, черный молотый перец, паприка и соль.
             В разогретое масло опускаем мясо и хорошенько все перемешиваем. Ждем 2 - 3 минуты и снова перемешиваем. Через 5 минут вновь переворачиваем содержимое казана. Как только мясо начнет приобретать коричневатый колер (минут через 15 - 20), забрасываем лук, помешиваем так, чтобы он оказался на самом дне, а мясо покоилось бы на нем.
    рис.3/Засыпаем муку и тщательно перемешиваем Вослед луку можно пустить соль, перец и приправы.
              Не забудьте о том, что на соседней плите параллельно казану заранее должны стоять чайник и кастрюля с водой. Чайник с водой нам вскоре пригодится, а в кастрюлю следует опустить, разрезав на 2 - 3 части легкое и варить в течение 20 - 25 минут в слегка подсоленной воде. После чего воду сливаем, а на легкое, прикрыв его влажным полотенцем и придавив сверху разделочной доской, опускаем какой-либо тяжелый пресс и оставляем так минут на 20 - 30. Следовательно, легкое следует сварить заранее.
             Через какое-то небольшое время лук начнет покрываться румяным колером. В этот момент наливаем 1 стакан кипяченой воды, забрасываем также нарезанное на мелкие кусочки отварное легкое, убавляем пламя, накрываем плотно крышкой и оставляем тушиться на 10 -15 минут. Как только вода испарится, забрасываем две столовые ложки сырой муки и начинаем тщательно и интенсивно помешивать содержимое казана в течение 1 - 2 минут. Затем заливаем кипяченую воду с таким расчетом, чтобы консистенция содержимого казана напоминала не слишком жидкую и в то же время не очень густую массу.
    рис.4/Заливаем кипяченой водой и затем  заправляем томат-пастойОдним словом, чтобы это было похоже на консистенцию классического гуляша. Если в процессе помешивания вы почувствуете, что масса густеет, следовательно, необходимо добавить немного воды.
             Наконец, еще через 1 - 2 минуты добавляем предварительно спассированную томат-пасту (лучше - иранскую, 25 - 30 %-ную). Она придаст гуляшу "живой" цвет и специфический вкус.
             Ждем еще 5 - 6 минут (при этом не забываем периодически помешивать), после чего пламя можно погасить.
             К гуляшу прекрасно подходят на гарнир макароны. Но, поскольку у нас уже записан картофель, то пусть он и остается. Можно отварить просто картофель и затем добавить мелко нарезанный укроп с мелко порубленным чесноком, а можно сделать пышное пюре на молоке и сливочном масле.
             В любом случае, гуляш от этого не пострадает, а то, что семья будет в выигрыше - сомневаться не приходится. Приятного вам ужина.


    А как насчет практики?



Предыдущий Урок тридцать второй Следующий

 
« Пред.   След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 24 июня, суббота
Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000037 секунд
Сегодня 24 июня, суббота
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх