logo
buhara
 

Отклики на тему суфизма

Новости - Мысли


Отклики на тему суфизма


...Огорчения тех, кто влюблен в Бога, проистекают из двух источников - от людей и от Бога.
Печаль, вызванная людьми, случается, когда они, по причине неведения, не могут понять Пути влюбленного и становятся нетерпимыми к его взглядам, всячески изводя его и лишая душевного покоя.
Руми пишет:
«Бог делает всех злобными и направляет против тебя. Тем самым Он принуждает твое сердце повернуться к Нему».

На самом деле, истинно влюбленный расценивает любые огорчения как дары Всевышнего и принимает их всем сердцем, ибо истинно влюбленный с великой радостью приемлет все, исходящее от его Возлюбленного.
Йа хакк!
----------------
Чем сильнее жжёт пламя этой преданности, тем скорее возымеет действие алхимия мастера. Если ты не очистишь свою преданность по отношению к мастеру, привлекая при этом его внимание к себе, годы аскетизма и духовной борьбы никуда тебя не приведут. Как было сказано:

" Сорок уединений, сорок уединений
и сорок уединений;
Один взгляд мастера значит больше,
чем сто уединений".


Поэтому препоручи совершенному мастеру твоё сердце и душу с тем, чтобы мастер через алхимию своего внимания превратил медь твоего сердца в золото, украсив сердце божественными атрибутами и этикой, и, наконец, отторгнул тебя от тебя самого, так что ты стал бы полностью Им.
------------------------
"Тот, кто познаёт себя в исчезновении, познаёт своего Господа в Пребывании.
Тот, кто познаёт себя в несуществовании, познаёт своего Господа как Сущего.
Тот, кто познаёт себя как небытие, познаёт своего Господа как Абсолютное Бытие.
Тот, кто познаёт себя как нищего, познаёт Богатство своего Господа.
Тот, кто познаёт себя как ничто, познаёт своего Господа как Всё."

---------------
Один суфий спросил меня, как я толкую проблему свободной воли и предопределения в суфизме. Ниже следует мой ответ.

Если в начале Пути идущий по нему верит в предопределение, тогда он или она - неверующий или неверующая. Тем не менее, если бы завершивший Путь по-прежнему руководствовался бы собственной свободной волей, его или её всё же считали бы неверующим.

Дело здесь вот в чём. В начале Пути суфий должен рассчитывать только на свои собственные силы, и ему не следует рассматривать своё состояние как предопределённое каким-либо образом в соответствии со следующей персидской поговоркой: "Не каждый, кто погонится за газелью, поймает её, но всякий, кто поймал газель, должен был погнаться за ней". Суфий в начале Пути должен полагаться лишь на собственную свободную волю и, насколько это возможно, должен пытаться зажать своё «эго» в тиски для того, чтобы освободиться от мира множественности и достичь мира единства. Как говорит поэт:

Хотя единение с Ним
не может быть обретено собственным усилием,
О сердце, старайся, насколько ты можешь.


Постепенно, по мере продвижения по Пути, его собственная свободная воля убывает, а контроль Бога над ним возрастает настолько, что в конце Пути, после того, как он сокрушил армию желания и страсти, а армия любви завоевала город его сердца, его преходящая самость полностью исчезает в Боге, и он переходит в мир абсолютного Бытия. Если, тем не менее, на этом этапе он всё ещё руководствуется своей собственной свободной волей, то он - неверующий. Ибо подлинный суфий на этом этапе настолько растворился в Боге, что в полной мере становится Им. Следовательно, у него нет какого-либо «эго», которое дало бы ему возможность иметь желания, и у него нет каких-либо желаний, из которых он бы мог выбирать. На этом этапе он говорит вместе с поэтом:

Друг обвязал верёвкой мою шею.
Он тащит меня, куда хочет.

------------------
Коль скоро искатель Пути нашёл своего учителя (мастера) и стал повиноваться ему, он или она не должны подвергать сомнению его распоряжения, ибо мастеру ведомы тайны, которые ученик понять не в состоянии.
Поэтому, если действия мастера не по нраву ученику, последний должен не подвергать их сомнению, а верить, что мастер знает лучше. По той же причине ученику непозволительно испытывать мастера, ибо это подтачивает духовную преданность ученика и, в конце концов, ведет к разрыву. Мы отметили это с тем, чтобы предостеречь продвигающегося по Пути от опасности неумышленно отсечь себя от внутреннего внимания, направляемого мастером на ученика. Ибо существует много такого, что может показаться ученику богохульством, но на самом деле отражает веру мастера; или такого, что запретно для ученика, но разрешено мастеру.

Об этом ясно говорится в Коране, в истории о встрече Моисея с Хызром*, которая может служить уроком взаимоотношений между мастером и учеником. Поэтому мы перескажем эту историю здесь.

Однажды Моисей обратился к Богу с вопросом: "О Господи, есть ли на земле кто-то, сотворённый Тобой, с более глубоким знанием, чем у меня?"

"О, Моисей, - ответил Бог, - есть один преданный Мне по имени Хызр, чьё знание глубже, чем твоё".

Тогда Моисей попросил, чтобы Господь направил его к Хызру, и Бог сказал ему, что найти того можно "между двумя морями". Узнав всё это, Моисей отправился в путь, и нашёл Хызра там, где Бог указал ему. Увидев Хызра, Моисей приветстствовал его. В ответ Хызр произнёс: "Приветствую тебя, О, Пророк Детей Израилевых!" Моисей спросил, кто сказал Хызру, что он - пророк. Последний ответил: "Мне сообщил об этом Тот, кто послал тебя ко мне".

Затем Моисей объяснил, что пришёл к Хызру, чтобы научиться тому, чему сам Хызр был обучен. "Тебе нельзя сопровождать меня, - сказал Хызр, - ибо ты не поймёшь, что я делаю, и не способен примириться с этим".

"Если будет на то Божья воля, - ответил Моисей, - ты увидишь, что я способен принять как должное всё, что ты ни сделаешь".

Предупредив М оисея, Хызр спустился с ним к морю, где они увидели корабль, капитан которого позволил им подняться на борт. Как только они поднялись на корабль, Хызр принялся проламывать дыру в его борту, пока, наконец, вода не хлынула внутрь. Моисей возмутился: "Зачем ты сделал дыру в корабле? Люди могут утонуть! Ты поступил, в самом деле, странно!"

"Не говорил ли я тебе, что ты не способен принять то, что я делаю?" - возразил Хызр.

"Прости, - стал оправдываться Моисей. - У меня вылетело из головы. Это - трудное дело. Не сердись на меня!"

Они пошли дальше и подошли к деревне, что стояла на берегу моря. Подгоняемый голодом, Моисей пошел просить еду у жителей, но они ему отказали. Покидая деревню, Хызр и Моисей подошли к развалившейся стене. Хызр принялся за работу, чтобы восстановить её. "Они отказывают нам в еде, - стал втолковывать ему Моисей, - а ты всё равно восстанавливаешь стену для них! Если бы нам хотя бы заплатили за эту работу!"

"Теперь мы должны расстаться ! - произнёс Хызр. - Но перед тем я объясню тебе мои действия, которые ты не смог принять. Я пробил дыру в борту корабля, потому что он принадлежал бедным людям и был для них единственным средством существования. В этом краю правил царь, который захватывал все корабли. Проделав дыру в корабле, я сделал его непригодным для плавания с тем, чтобы царь не забрал его, и он остался бы, таким образом, в руках этих бедных людей.

Что касается стены, она принадлежала паре сирот, а под ней зарыто сокровище, которое также принадлежало им. Бог хотел сделать так, чтобы сокровище, в конце концов, попало в их руки, поэтому я восстановил стену, чтобы обезопасить его".

Как только Хызр кончил говорить, он исчез, и Моисею уже никогда потом не привелось его увидеть. Как об этом сказано у Руми:

Войди в оберегающую тень этого мудреца,
Которого никакой краснобай не в состоянии совлечь с пути.

Ищи способ оказаться рядом с ним на пути Бога;
Не уклоняйся ни на мгн овение от преданности ему.

Он, способный превратить колючку в розу,
Может и свет донести до глаза, который слеп.

Ступи на Путь и будь, предан одному из божественных избранников, ставшему твоим учителем.
Он может перенести искателя туда, где обитает Бог.

Когда выберешь своего мастера, соблюдай повиновение;
Следуй за ним, как Моисей, которого вёл Хызр.

Прими как должное всё, что делает Хызр, если ты не лицемерен,
Чтобы он не смог сказать: "Здесь мы расстаёмся".

Пусть он ломает лодку, - не промолви ни слова,
Пусть он убивает ребёнка, - не рви на себе волосы.
Когда ты выбрал себе учителя, не будь малодушным;
Не будь мягкотелым как вода и рыхлым как земля.
Если каждый нанесённый тебе удар переполняет тебя обидой,
Как сможешь ты быть чистым зеркалом, не нуждающимся в полировке?

Раствори свое бытие в Создателе -
Как медь плавится в алхимической субстанции".



__________
* Коран, 18: 64-8 1. Имя Хызр в Коране не упоминается. В Коране сказано, что Муса (Моисей) и его служитель "встретили одного слугу из слуг наших, на которого Мы низвели нашу милость, и которому Мы дали познать высшее знание" (Коран,18:64). Толкование этой истории представлено в "Геммах мудрости" Ибн Араби (25. Гемма мудрости небесной в слове Моисеевом), см. А. В. Смирнов "Великий шейх суфизма", М., "Наука", 1993. (Прим. переводчика.)
-------------
(Дж.Нурбахш. Эволюция суфизма: от истоков до настоящего дня)

 
« Пред.   След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 21 сентября, четверг
Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000038 секунд
Сегодня 21 сентября, четверг
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх