logo
buhara
 

Пловы

Кулинария - Средне-Азиатская

 Г.Б.Саидов
Пловы

Дом зажиточного купца

Заключение
         -Ну, и как вам понравился наш Узбекистан?
         -Ой, выше всяких похвал: все замечательно, восхитительно и самобытно! Вот только, не могли ли бы Вы мне объяснить такую странную вещь? Почему многие слова у вас рифмованно обыгрываются?.
         -Не понял, это - как?
         -Ну, к примеру, почему кругом только и слышишь: "шашлык-машлык", "казан-мазан", "курдюк-мурдюк", "базар-мазар" и так далее?
         -А-а, вы про это? Ну, понимаете, как Вам объяснить? Немножко "культур-мультур" не хватает.

         (Из анекдотов, услышанных в Узбекистане)

         Умение - посмеяться над собой - качество, присущее, увы, далеко не каждому народу. Это говорит о многом. Вполне осознавая, что не все из того, что делается в стране имеет, в конечном счете, свою логическую завершенность и должным образом достигает в конечном счете поставленных перед собой задач, следует отметить, тем не менее, что народ Узбекистана обладает уникальным качеством - смотреть в будущее с оптимизмом и надеждой, стремясь с присущей ему терпеливостью и трудолюбием способствовать претворению в жизнь решений, которые принимаются руководством страны. Именно эти отличительные качества помогают обычному рядовому дехканину, полностью поглащенного единственной заботой о семье и который никогда особо не имел привычки - вдаваться в политические перепитии, справляться со своими непритязательными нуждами и, полагаясь во всем на Всевышнего, с покорностью отдаваясь Его воле.
         Из этого, однако, вовсе не следует делать вывод (как это часто бывает с людьми, довольно поверхностно знакомыми с Востоком), что народ - это "послушное стадо", покорно смирившееся со своей участью. Наоборот, только многовековой опыт предков и житейская мудрость, почерпнутая из литературных шедевров Востока, позволяют этому народу, держась за "стержень", оставаться на плаву, руководствуясь в своих решениях сообразно с изменившейся обстановкой и приноравливаясь к новым историческим реалиям, сохраняя, при этом, свою самобытность.
         Этим, собственно, и объясняется неизменность того жизненного уклада и традиций, которые он сумел пронести сквозь толщу тысячелетий, невзирая на смену различных формациий и режимов, происшедших в политической жизни данного народа.
         Рассказав о плове, мы всего лишь соприкоснулись с одной из граней, составляющей огромный пласт культуры народов, населяющих Среднюю Азию. Конечно, в такой небольшой по объему книжке, трудно расскрыть полностью для российского читателя весь спектр, охватывающий многочисленные аспекты жизни коренного населения, да это и не являлось основной целью при написании книги. Взяв одну лишь тему "Плов", мы попытались через кулинарию вызвать у вас интерес не только к средне-азиатской кухне в целом, но и паралельно "сломать" некоторые стереотипы, ошибочно утвердившиеся в сознании большинства людей, которые не будучи сами в Средней Азии, были напичканы со стороны различного рода байками и россказнями, далекими от действительности.
         Плов - это не только национальное блюдо, но, можно сказать, и пик кулинарной мысли среднеазиатской кухни. Это священный ритуал, обставленный множеством различных тонких нюнсов, не всегда раскрывающий свою сущность при внешнем и беглом знакомстве с ним. И за каждом из этих нюансов кроется своя история, своя этимология, свое неповторимое очарование, уходящее своими глубокими корнями вглубь веков и столетий и потому заставляющее столь трепетно и уважительно относиться к этому священнодейству.
         Если вам когда-либо доведеться присутствовать на настоящей свадьбе с соответственно обставленным национальным колоритом и сопутствующими данному случаю традициями, то вы легко убедитесь, что плов - это также и настоящий спектакль, своего рода импровизированное шоу-представление во главе с главным действующим лицом - "усто" (мастером). Чего стоит только один огромный медный котел вместимостью в 250 - 300 литров, который вкапывается наполовину в землю и на дно которого совершенно спокойно, словно кролики, падают туши не одного барашка и теряются в общей массе используемых ингридиентов. А процедура раздачи плова? Это нужно видеть своими глазами: как искуссно жонглирует пловом усто, подбрасывая вверх шумовку с набранной порцией риса и ловко подставляя тарелку, на которую поразительно ровно опускается струящийся и переливающийся всеми своими пестрыми гранями, готовый рис. С очередным движением мастера белая поверхность риса вмиг украшается желто-шафрановым цветом моркови, издавая благоуханный аромат специй и пряностей. И в завершение тарелка украшается короной из цельного, но нежнейшего куска мяса, способного своим внешним видом вызвать аппетит даже у пресытившего всем человека.
         Нам очень хочется верить, что ознакомившись с историей и рецептами плова, вы не только обогатите свое домашнее или ресторанное меню, но и захотите поближе ознакомиться со средне-азиатской кухней в целом и с другими ее блюдами в частности. Что ж, если это действительно вызовет у вас такой интерес и потребность - узнать подробнее и о других блюдах, с экскурсом в прошлое, то хотелось бы выразить надежду, что данная книга является всего лишь прологом к целой серии книг, объединенной под общей рубрикой "Коронные блюда".

 
« Пред.   След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 18 октября, среда
Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000027 секунд
Сегодня 18 октября, среда
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх