logo
buhara
 

Наблюдения за покровом

Суфизм
 
ИДРИС ШАХ
"Наблюдения за покровом"
Предисловие



  • Золотые рыбки

             Один человек решил однажды заняться наблюдениями за золотыми рыбками. Он задумал выяснить, не могут ли некоторые их особенности помочь ученым в понимании определенных нервных состояний человека.
             Найдя покровителя, взявшегося финансировать его работу, он отправился в далекую страну, чтобы провести там свои исследования.
             Итак, он погрузился в наблюдения за золотыми рыбками, но очень скоро местные власти той страны обнаружили, что у него отсутствуют необходимые для такой деятельности разрешения и лицензии. Вышло так, что, наблюдая золотых рыбок, он, фактически, преступил закон.
             Хотя этот человек с университетским образованием считался специалистом в области психологии рыб, но что касается местных законов, а также специфических особенностей ума тех, кто их создавал и истолковывал, он был абсолютным профаном.
             В этой книге вы найдете иллюстрацию некоторых особенностей мышления жителей страны, являющейся современным миром, и эти особенности представлены, как с позиции жителей самой страны, так и с точки зрения тех, кто называет себя ее посетителями.
             Кстати, если вы считаете, что ученый имеет право наблюдать за золотыми рыбками и без разрешения, прочитайте отчет, опубликованный Министерством внутренних дел в 1968 году — закон "О жестокости в обращении с животными", где подобное правонарушение отражено официально.

    Идрис Шах

    Инсгитут культурных исследований,
    Р.О. Вох 13, Тunbridgе Wells, Кеnt.


  • Наблюдения за покровом

             Свыше восьмисот лет тому назад философ Хаким Мадждуд Санаи из Газны в Афганистане в своем произведении "Обнесенный стеной сад истины" изложил эту историю в форме, которая соответствовала нркдам его времени. В конце тринадцатого столетия ею ученик и соотечественник Джалалуддин Руми обессмертил версию этой истории в своем несравненном "Маснави". В 1965 году обработка этой истории была использована в постановке фильма знаменитым кинорежиссером Ричардом Вильямсом, взявшим за основу современную версшо, созданную в двадцатом веке Идрисом Шахом.
             Фильм победил в номинации "Выдающийся фильм года" и был выдвинут для показа на лондонском и нью-йоркском кинофестивалях.


  • Фильм-лауреат по мотивам Дж. Руми

             НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОКРОВОМ
    Фильм-лауреат Ричарда Вильямса
    Сценарий Идриса Шаха.

    по мотивам истории Дж. Д. Руми из Коньи, основан на первоначальном рассказе X. М. Санаи из Газны


             Члены Комиссии ученых всего мира пристально следят за изумительным зрелшцем: идет прямая трансляция по телевидению с помощью камер, снабженных чрезвычайно мощными увеличительными объективами.
             На экране перед нами простирается панорама сероватой, бороздчатой поверхности, и взгляд через пространство упирается в твердое тело, то здесь, то там, испещренное трещинами, прихотливо изогнутыми, порою затененными густою теныо. Ничто не движется, ничто не растет в этом свободном пространстве. Грубая шероховатость этого зрелища будто склоняет нас к мысли о пустотелой безмолвной массе, эпидермисе, как у личинки или толстокожего животного, чья бугристость, как бы существует с незапамятных времен.
             Мы слышим голос комментатора из Америки, описывающий ситуацию, в которой осуществляется этот документальный отчет:
             "С сотворения мира человек последовательно и неустанно исследовал свою среду, стремился шагнуть за порог познания, посылая свои исследовательские аппараты все дальше и дальше в открытый космос..."
             Теперь слышен голос Председателя Комиссии из Великобритании. По мере того, как чередуются изображения объекта, меняются углы обзора, чтобы дать нам, по возможности, предельно-полный вид устрашающей, безмолвной массы:
             "Здесь мы рассматриваем... э-э-э... топографию внешнего покрытия, как бы эпидермиса... э-э-э... большей части некоей массы, характерными особенностями которой являются..."
             А вот мы слышим фактический отчет по лабораторным исследованиям астрофизика, приводящего фрагменты результатов своих исследований:
             "...Микроскопические срезы этого материала, несомненно, органического происхождения свидетельствуют о наличии клеточной структуры, имеющей удивительное сходство с кожной тканью".
             Слышны звуки, соответствующие работе лаборатории. Астрофизик продолжает:
             "Нанося на этот срез жидкость Фон Глауберна..."
             Его прерывают, поскольку это демократическая дискуссия.
             Теперь явно слышны возражения немецкого ученого:
             "Жидкость Фон Глауберна? Позвольте заметить, что этот метод сочли абсолютно случайным еще в начале тысяча девятьсот шестьдесят третьего года, после чего его заменил дерматологический анализ Кауффера и Блакманна. Так что он безнадежно устарел".
             Председатель, как и все хорошие председатели, направляет дискуссию в другое русло, чтобы подключить еще одною конструктивного ученого:
             "Э-э-э... да нет, безусловно. Однако для подтверждения дополнительными фактами... э-э-э...чтобы прийти к окончательным выводам, с нашей стороны будет осмотрительно и, в самом деле, уместно попросить профессора Маркарджи привести нам некоторые данные на основании опыта работы с этим материалом в Индии".
             Доктор Маркарджи говорит оживленно и по делу:
             "Могу безусловно констатировать, что этот материал никак не может быть убедительно классифицирован путем привычного отнесения к какой-либо категории. Все сотрудники, занятые в объединенном проекте в Калькутте и Бенаресе, весьма объективны в своей субъективности, поскольку обучались для этого по интенсивной программе индуцированной нирваны, Следует также сказать..."
             Но время бежит быстро, и режиссер программы включает бесстрастный голос американского Эксперта по космическому пространству, чтобы привести егце одно мнение:
             "Недавно мы обнаружили, что датировка этого материала с помощью радиоуглеродного анализа дает результат определения его возраста в один-два-три года в относительном масштабе времени с расчетной ошибкой плюс-минус шесть целых ноль десятых. Предел прочности при растяжении прямо пропорционален основной массе, а температура разрушения демонстрирует низкий уровень термостойкости. Поскольку этот материал не перемалывается и не раскатывается, национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства считает, что покрывать им головные части ракет нецелесообразно. И потому он рассекречен".
             Теперь слышны результаты работ радиоастронома: ' "Мы определенно установили, что источник распространения радиоволн не квази-звездный, но, используя наш двухкамерный трансмиттер, нам удалось зафиксировать явно различимое рассеяние, стало быть, этот материал можно было бы использовать в качестве селективного отражателя в случае, если вещество с такими свойствами понадобилось бы для, в высшей степени, специализированной работы на следующем этапе".
             Немецкий ученый, мнением которого вновь поинтересовались, замечает:
             "Но Кауффер и Блакманн последовательно пока-зали, что клеточные дифференциации могут быть бо-лее точно продемонстрированы путем дифференциального распределения высоких излучений электромагнитного поля и спектроскопического микроанализа".
             Председатель чувствует, что пришло время элегантно закончить программу:
             "Ну, хорошо, э-э-э.-.я думаю, что теперь можно с полным основанием прийти к заключению, что, несмотря на то, что мы ничего не знаем о картине в целом, все данные подводят нас к мысли: специфический материал, о котором идет речь, не будучи статичным и, по-видимому, обладая необыкновенной сопротивляемостью процессу изучения, а также некоторой волокнистостью, несомненно раскроет свои тайны в соответствующее время и, конечно же, займет надлежащее место в имеющемся порядке вещей...".
             Камера начинает удаляться от объекта, американский комментатор произносит свою последнюю, оглушительную фразу:
             "...И, в конце концов, отступит перед извечным поиском человека".
             Пока в кадре проплывают имена участников передачи, камера, очевидно, удалилась насголько, что впервые стал обозрим весь объект целиком, а не только покрытие его поверхносги. Это большой африканский слон.
             Но девиз Института сравнительной дерматологии, становясь все шире и шире, теперь почти закрывает изображение, и мы читаем:
             ЧАСТИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЦЕЛОЕ


 

 
« Пред.   След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 11 декабря, понедельник
Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000034 секунд
Сегодня 11 декабря, понедельник
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх