logo
buhara
 

Персоналии

Суфизм
  • Сари ас-Сакати
  • Баязид Бистами
  • ат-Тирмизи
  • ал-Харраз
  • ал-Хаввас, Ибрахим
  • Джунайд, Абу-л-Касим
  • ал-Васити
  • ар-Рудбари
  • аш-Шибли
  • ал-Калабади
  • Баба Тахир
  • Абу Али ад-Даккак
  • ас-Сулами
  • Абу-л-Хасан Харакани
  • Абу Ну'айм ал-Исфахани
  • Абу Саид Мейхени
  • ал-Кушайри
  • ал-Худжвири
  • ал-Ансари ал-Харави
  • Абу Исхак аш-Шами
  • Газали, Абу Хамид
  • ал-Хамадани
  • Санайи, Хаким
  • Джилани, Абдул Кодир


  • Йасави, Ахмад
  • Сухраварди,Шахобиддин
  • Бадави, Абу Фитйан
  • ар-Рази
  • Рузбихан, Бакли
  • Гидждувани,Абдул Холик
  • Аттар, Фаридуддин
  • ал-Кубра,Наджмиддин
  • Ибн ал-Фарид
  • Муин ад-дин Хасан Чишти
  • Ибн -ал Араби, Мухиддин
  • Шамсиддин Табризи
  • Абу-л-Хасан Шазили
  • Сайф ад-дин Бахарзи
  • Бекташ,Хаджжи
  • Руми,Джалолиддин
  • ат-Туси
  • ал-Бадави
  • Абдурахман ал-Исфараини
  • Шабистари, Махмуд
  • Фагнави,Махмуд
  • Азизан, Али Рамитани
  • Сафи ад-дин Исхак
  • Ходжа Бобо Семаси
  • Амир Кулал
  • Ариф Диккарани
  • Шихабиддин ал-Хамадани
  • Бахауддин Накшбанд
  • Хофиз Шерози
  • Мухаммад, Парса
  • Фазлаллах Астарабади
  • Абд ал-Карим ал-Джили
  • Убайдалах Ахрар
  • Джами, Абдуррахман
  • Сирхиндхи,Ахмад Фаруки
    • Хасан ал-Басри

      Ал-Хасан ал-Басри, Абу Саид б.Аби-л-Хаган Йасар (642-728 гг.) - крупнейший богослов раннего ислама. Родился в Медине, с 657 г. жил в Басре, там же и умер. В 663-665 гг. участвовал в военном походе на территории нынешнего Афганистана Группировавшийся вокруг него теологический кружок был центром интеллектуальной жизни Басры и всего Омейядского государства, а авторитет самого Ал-Хасана ал-Басри был столь велик, что к своим учителям его причисляли и традиционалисты и рационалисты и суфии. Его сохранившиеся высказывания свидетельствуют не только о благочестии, но и рационалистическом подходе в трактовке некоторых хадисов и объяснению отдельных деталей мусульманской обрядности.

      Познание наступит лишь тогда,
      Когда в себе самом ты не находишь
      Вражды, крупицы даже, и проходишь
      Среди людей, как годы и века.
      Любой твой взгляд, не отражающий стремленье
      Учиться жизни - лишь забава, прегрешение.


    • Малик Динар

       


    • Рабиа

      Рабиа ал-Адавийа (713/4-801 гг.) - видная представительница басрийской школы аскетов и подвижников. Она происходила из бедной арабской семьи. В раннем детстве при неясных обстоятельствах была продана в рабство. Позднее, благодаря своей набожности и аскетическому образу жизни, была отпущена на волю. Несколько лет Рабиўа ал-Адавийа провела в пустыне, удалившись от людей и подвергая себя аскетическим испытаниям. Затем жила в Басре.
      Идеи Рабиўи ал-Адавийи широко распространились среди последующих поколений суфиев и легли в основу учений ал Бистами, ал-Халладжа, Ибн ал-Фарида, Ибн Араби и многих других. Ее авторитет признавали все суфии. Они видели в ней пример праведности, бескорыстного служения Богу, любви к Нему и почитали ее как святую.
      Если я Тебе служу из страха ада,
      В ад меня отправь, достойная награда!
      Если я служу Тебе в надежде рая,
      Изгони меня из рая, упреждая...


    • Маъруф ал-Кархи

       


    • ал-Харис ал-Мухасиби

      Ал-Мухасиби
      Ал-Мухасиби, Абу Али ал-Харис б.Асад ал-Анази (ок. 781-867 гг.) - багдадский богослов, один из первых теоретиков суфизма. Родился в Басре. В молодости приехал в Багдад. Был учителем ан-Нури и аль-Джунайда. Ал-Мухасиби вел аскетический образ жизни, отличался богобоязненностью (вара), не признавал компромиссов в повседневной жизни и в религиозных вопросах. Известно, что ал-Мухасиби отказался от большого наследства, оставленного ему отцом, т.к. тот был приверженцем муўтазилитского учения о "свободе человеческой воли".
      Ал-Мухасиби принадлежат свыше 30 сочинений. Многие написаны в форме ответов учителя на вопросы ученика. Китаб ар-риўайа ли-хукук Аллах (Суфийская психология и практика), Китаб ал-васайа (Психологические наставления начинающим суфиям) и др.
      Двумя элементами разум наш дышит:
      Природной основой и тем, что в нас слышит.
      Нет пользы от слушания, если оно
      Не понято тем, что природой дано.


    • Зу-н-Нун ал-Мисри

      Зу-н-Нун ал-Мисри
      Зу-н-Нун ал-Мисри, Абу-л-Файд Саубан б.Ибрахим (ок. 796-860/1 гг.) - наиболее известный представитель раннего суфизма в Египте. Родился в Ахмиме (Верхний Египет) в многодетной семье нубийца Маула. Его учителем был некий Саўдун из Каира. Большую часть жизни Зу-н-Нун провел в Каире, много проповедовал, странствовал, побывал в Мекке, Дамаске, Антиохии. Зу-н-Нун подвергся гонениям со стороны властей. Незадолго до своей кончины он был доставлен в резиденцию халифа, который был потрясен красноречием и благочестием своего пленника. Зу-н-Нуна освободили, некоторое время он провел в Багдаде, где приобрел много учеников. Похоронен в Гизе, где его могила существует и поныне.
      Зу-н-Нуну принадлежат около полутора десятков сочинений. Суфийская традиция считает его основателем учения о "стоянках и состоянках" (макамат ва ахвал) мистического Пути.
      В сочинениях поздних суфиев, особенно ас-Сухраварди, Зу-н-Нун ал-Мисри изображается, как носитель "вечной мудрости", пришедшей к нему от греков-пифагорейцев.

      В грехах раскается обычный человек,
      Но в невнимательности - знающий сей век.


    • ат-Тустари

      Ат-Тустари
      Ат-Тустари, Абу Мухаммад Сахл б. ўАбдаллах (ок. 818-896 гг.) - ранний суфийский мыслитель. Родился в Тустаре в семье арабов. В 834 г. он совершил паломничество в Мекку, где повстречал знаменитого Зу-н-Нуна ал-Мисри и стал его учеником и духовным наследником. Враждебность его идеологических противников вынудила его переселиться в Басру, где он провел остаток жизни в благочестивых занятиях и преподавании. Аллегорически истолковывая текст Корана, ат-Тустари высказал ряд положений, которые сыграли большую роль в формировании суфийской гносеологии, космогонии и психологии. Ученик ат-Тустари Мухаммад Ибн Салим и его сын Ахмад Ибн Салим основали в Басре теологическую школу, получившую название ас-салимийа. Она сохранила взгляды ат-Тустари для последующих поколений.

      Что значит искренность? Она - повиновенье.
      И все же, искренность имеет три значенья:
      Служенье искренне Аллаху, совершенье
      Ради Него всех дел, сердечное горенье.


    • ал-Джунайд

      ал-Джунайд, Абу-л-Касим ал-Джунайд б.Мухаммад ал-Каварири ал-Хаззаз ал-Багдади (ум. 910 г.) - родоначальник одного из двух течений в суфизме - рационалистического, именуемого "учением о трезвости и полном самоконтроле", названного по имени джунайдийа. Перс, родился в Багдаде (или в г. Иехавенде), где провел всю жизнь и умер. Ребенком остался без отца и воспитывался в доме своего дяди, имстика персидского происхождения Сари ас-Сакати (ум. 867 г.). Суть трехступенчатой доктрины мистического учения, которую ал-Джунайд впервые сформулировал, а затем настойчиво повторял и объяснял, сводится к следующему: единственное реальное бытие есть бытие Бога; поскольку человек, как все сотворенное, имеет свое происхождение и начало в Боге, то он должен в конечном счете, рано или поздно, возвратиться к своему первоисточнику после их разъединения, т.е. достичь первоначального состояния. Сохранилось только одно сочинение ал-Джунайда - Рисаўил. Это письма, адресованные частным лицам, трактаты-послания на темы суфизма.


    • ал-Халладж, Мансур

      Хусейн ибн Мансур Халладж является, пожалуй, наиболее известным суфийским мастером 9-10 веков нашей эры (3-й и 4-й века исламского летоисчисления). Он стал знаменит благодаря сказанной им фразе "Я есмь Истина", из-за которой претерпел жестокую казнь. Его высказывание было воспринято ортодоксальным духовенством как ересь, поскольку экзотерический ислам отвергает концепцию единения человека с Богом. Так как "Истина" (Хакк) - одно из имен Бога, то Халладж фактически возвестил собственную божественность.
      Многие современники Халладжа также были повергнуты в смятение его высказыванием, поскольку они были убеждены в том, что суфию никогда не следует обнаруживать свои внутренние состояния перед другими. Они ощущали, что Халладж был лишен способности хранить божественные тайны и что его смерть была Божьим наказанием за разглашение этих тайн.
      Хотя Халладж отнюдь не имел многочисленных сторонников среди известных суфиев своего времени, едва ли не все позднейшие мастера почитали его и преподанные им уроки. Аттар в своем "Поминовении святых" приводит большое число легенд, окутывающих Халладжа. В комментарии он пишет: "Я удивляюсь тому, что мы признаем пылающий куст купины [отсылка к библейскому эпизоду беседы Бога с Моисеем], говорящий "Я есмь Господь" и веруем, что это речение есть слово Бога Всемогущего, но не в состоянии признать слов Халладжа "Я есмь Истина", хотя и эти слова могут быть словами Самого Бога!" В эпической поэме "Масневи" Руми сказал: "Слова "Я есмь Истина" - это лучи света на устах Мансура, а "Я есмь Господь", исходящие от фараона, - это тирания".
      Чтобы лучше узнать Халладжа и понять, что подвигнуло его произнести свою знаменитую фразу, необходимо ознакомиться с его жизненным путем. Но Халладж это не только историческая, но и легендарная личность. Истории о нем доносят его живое обаяние до наших дней. Одни проклинали Халладжа за его убеждения, другие восхваляли.


    • Абу али ал-Джузджани (IX в.)

      - видный суфий, ученик ат-Тирмизи.


    • ад-Дарани

      Абу Сулайман Абд ар-Рахим б. Атийа ад-Дарани (ум. 830 г.) - сирийский подвижник, ученик Абд ал-Вахида б.Зийада (ум. 792), который основал в Басре первые суфийские сообщества. Дарани был одним из тех, кто дал мистическую интерпретацию райским гуриям. Считается одним из основателей учения о суфийском Пути и суфийской этике. Как считал Asin Palacios, в этой интерпретации содержатся первые задатки идеи дантовой Беатриче.
      Все части тела обретут отдохновенье,
      Когда все действия из сердца - вдохновенье.


    • Ибрахим ибн Адхам

      Ибрахим ибн Адхам
      Ибрахим ибн Адхам (ум. 790 г.) - старший современник Фудайла, познакомившийся с ним в Мекке, так выразил отношение к семейной жизни: - Когда человек женится, он садится на корабль, а когда у него рождается ребенок, он терпит кораблекрушение. Ибрахим ибн Адхам - "ключ к мистическим наукам", как называл его Джунайд, вошел в исламской традиции в поговорку как пример жизни в истинной нищете, воздержании и уповании на Бога. Согласно преданию, это был принц, который отказался от роскоши, окружавшей его в родном Балхе, старой столице буддизма. Ибрахиму приписывают первую классификацию стадий зухда (аскетизма).


    • Сари ас-Сакати, Абу'л Хассан (ум. в 867)

      - мистик персидского происхождения, в доме которого воспитывался его племянник Джунайд.


    • Баязид Бистами, Тайфур ибн Иса ибн Адам ибн Сурушан (ум. ок.875)

      - видный персидский мистик, родоначальник одного из основных течений суфизма, произнесший фразу: "Преславен я, преславен я, о, сколь велика достигнутая мной стадия." Подвергался преследованиям со стороны ортодоксального духовенства.


    • ат-Тирмизи,ал-Хаким

      Ат-Тирмизи, ал-Хаким Абу Абдалах Мухаммад бин Али (ум.ок.932) - крупнейший представитель восточноиранского суфизма. Родился в г. Термезе. Согласно автобиографии, с восьми лет усердно занимался религиозными науками. Двадцати восьми лет отроду отправился в Мекку. Вернувшись из паломничества, ат-Тирмизи, стал на суфийский путь, уединился от людей, изучал мистические трактаты.
      Среди его суфийских учителей называют известных хорасанских шайхов, Абу Tураб ан Нахшаби, Йахйу ал-Джалла, Ахмад бин Хадравайхи. Большую роль в судьбе Тирмизи сыграла его жена, очевидно полностью разделявшая его взгляды. Проповеди и сочинения ат-Тирмизи, прежде всего Илал аш-шариа, и Хатм ал-аулийа, в которых он рассуждал о смысле мусульманских обрядов, о любви к Аллаху, вызвали недовольство факихов и власть имущих.
      Спасаясь от гонений, ат-Тирмизи вынужден был перебраться в Балх, затем в Нишапур, где приобрел многочисленных сторонников. Когда в результате изменения политической ситуации противники ат-Тирмизи вынуждены были эмигрировать, он смог вернуться в родной город. Там он и умер, окруженный учениками и последователями. Среди них заслуживают упоминания в первую очередь Абу Али ал-Джузджани и Абу Бакр ал-Варрак.
      Значение ат-Тирмизи для истории суфизма определилось главным образом его сочинениями, число которых приближается к восьмидесяти. Изложенные в них учения о "душе", ее "состояниях" и "движениях", о способах самосовершенствования и обуздания низменных инстинктов, о страдании как очищении оказали огромное влияние на последующую суфийскую психологию.
      Высшим, доступным человеку знанием ат-Тирмизи считал мистический "гносис" (марифа или хикма), который он отождествлял с "божественным светом", заключенным в сердцах людей. В отличие от обычного знания, (илм) сводящегося к истолкованию и применению положения шариата, "гносис" постигает тайный смысл вещей, в конце концов, саму "божественную сущность". Если илм можно приобрести в процессе обучения, то марифа - это милость, которую Всевышний дарует своим избранникам. Сфера и время применения илм ограничены, тогда как марифа не имеет пределов. "Гносис" доступен лишь тем людям, чьи души очистились, от мирских привязанностей и чьи помыслы устремлены к Всевышнему. Таким людьми ат-Тирмизи считал суфийских святых. Именно "гносисом" они отличаются от прочих верующих.
      Вероятно, ат-Тирмизи был первым, кто теоретически обосновал суфийские представления об аулийа, фактически уровняв их "в правах" с "посланниками" и "пророками". Его идеи о соотношении пророчества и "святости", об иерархии "святых" в суфизме" получили развитие у Ибн Араби, который нередко включал в свои сочинения большие фрагменты из трактатов ат-Тирмизи.
      Как отмечают исследователи, ат-Тирмизи был. вероятно знаком с буддийскими, христианскими и манихейскими учениями, влияние которых можно обнаружить в его трудах. Отдавая должное глубине его знаний и широте кругозора, современники дали ему почетное прозвище ал-Хаким (Мудрец).


    • ал-Харраз, Абу Саид (ум. в 899 г.)

      - известный суфий, комментатор Корана. Возможный создатель учения о фана, исчезновении индивидуального бытия в Боге. Ученик Сари ас-Сакати.


    • ал-Хаввас, Ибрахим ибн Ахмад (ум. в 904 г.)

      - иракский суфий, известный своим аскетизмом и полным упованием на Бога (таввакул).


    • Джунайд, Абу-л-Касим ибн Мухаммад ал-Хазз, Таус ал фукара ("Павлин нищих") (ум. 911)

      - багдадский шейх, перс по происхождению. Аскет, развивший учение нишапурской школы "маламати".


    • ал-Васити, Абу Бакр Мухаммад (ум. после 932 г.)

      - мистик из Багдада, близкий к кругу Джунайда.. После смерти последнего он переехал в Хорасан и присоединился к нишапурской школе Маламатийа.


    • ар-Рудбари, Абу Али Ахмад (ум. в 934 г.)

      - суфий из Багдада, последователь Джунайда.


    • аш-Шибли, Абу Бакр Дулаф б.Джахдар (б. Джа'фар) (861 - 946)

      - багдадский суфий, ближайший ученик и сподвижник Джунайда и ал-Халладжа.


    • ал-Калабади (или ал-Калабази), Абу Бакр Мухаммад (б. Исхак ал-Бухари) (ум. в 990 или 995 г.)

      - автор одного из самых известных ранних систематических трудов по мистицизму ат-Тааруф ли мазхаб ахл ат-тасаввуф ("Исследование суфийского пути").


    • Баба Тахир (ум в 1010 г.)

      - каландар, суфийский автор, писавший по-персидски.


    • Абу Али ад-Даккак (ум. в 1015 или 1021 г.)

      - известный суфийский наставник из Нишапура, учитель Абул-Касима ал-Кушайри.


    • ас-Сулами

      Ас-Сулами Ас-Сулами, Абу ўАбу ар-Рахман Мухаммад б.Хусайн (937 или 942-1021 гг.) - известный представитель хорасанской школы суфизма, автор многих классических суфийских сочинений. Родился в Манапуре в семье, связанной с суфизмом давней традицией. Хирку, духовное знание, ас-Сулами получил от своего отца. Посетил Ирак, Сирию, Хиджаз и восточные области Халифата. Подолгу жил в Багдаде. Вернувшись в Нишапур, предоставил свой большой дом и библиотеку в распоряжение суфиев. Основанная им суфийская обитель (дивайра суфийа) получила впоследствии его имя.
      Ас-Сулами написал более 100 сочинений, из которых сохранилось около 30. Ас-Сулами стал одним из зачинателей и классификаторов зарождающейся суфийской науки (улум хазахи-т-таифа, илм ат-тасаввуф).

      "Знание, не обладающее качествами уверенности - это сомнительное знание".


    • Абу-л-Хасан Харакани

      - знаменитый хорасанский шейх и суфийский проповедник.


    • Абу Ну'айм ал-Исфахани (ум. в 1037 или 1038 г.)

      - автор биографического труда о ранних суфиях Хилйат ал-аулийа.


    • Абу Саид Мейхани

      Абу Саид родился в первый день 357 года по исламскому календарю (967 г. н. э.) в Мейхане - городе на равнине Хаварана близ Серакса, что ныне находится на территории бывшей советской республики Туркменистан на границе с Ираном. Абу Саид жил в одно время с Авиценной, аль Бируни и аль Мансуром. Это было время, когда европейские нации только выходили из тьмы раннего средневековья. Вильям Завоеватель в Англии, Эль Сид в Испании и первый крестоносец, католический папа Урбан, еще ожидали своего появления.Имеется множество точных сведений о жизни Абу Саида, в отличие от недостоверной информации о других суфийских мастерах того времени. Этим мы обязаны редчайшему случаю - существованию двух его биографий. Первую из них, "Стоянки и высказывания шейха Абу Саида Аби'ль Хайра из Мейханы" ("Халат ва саканан и шейх Абу Саид Аби'ль Хайр Мейхани"), составил его прапраправнук Камаль аль Дин Мухаммад (ум. 1147/541). Вторую - "Асрар аль таухид фи макамат шейх Абу Саид", изложил Ибн Монаввар. Дата его смерти неизвестна, но предположительное время написания им биографии Абу Саида - между 1158 г. (553 г. хиджры) и 1192г. (588 г. хиджры).


    • ал-Кушайри

      ал-Кушайри, Абу-л-Касйм 'Абд ал-Карйм б. Хавазан (986-1072)-хорасанский богослов и суфий, автор классического суфийского трактата "ар-Рисала фи 'илм ат-тасаввуф". Родился в местности Устува в окрестностях Нишапура в семье арабов-землевладельцев. С детства обучался военному искусству (фурусийа, исти'мал ас-силах), арабскому языку, адабу. Юношей ал-Кушайри отправился в Нишапур, где встретил знаменитого суфия - аг-Гарита Абу 'Али ад-Даккака и вскоре стал его любимым учеником, а затем и зятем. По совету ад-Даккака ал-Кушайри изучал шафи'итский фикх у Абу Бакра ат-Туси, затем аш'аритский калам у крупнейших авторитетов того времени Ибн Фурака и Абу Исхака ал-Исфара'ини. После смерти ад-Даккака ал-Кушайри возглавил суфийское собрание (маджлис ат-тазкир) в его Мадраса. В 1046 г., вернувшись из хаджжа, ал-Кушайри начал преподавать в ней хадисы (маджлис ал-имла') и вскоре стал крупнейшим религиозным авторитeтом Нишапура. Начиная примерно с 1048 г. аг-Гаритско-шафи'итская группировка, одним из лидеров которой был ал-Кушайри, подверглась жестоким гонениям со стороны нишапурских ханафигов, которых поддерживал сельджукский вазир ал-Кундури. Ал-Кушайри попал в тюрьму, затем был освобожден своими сторонниками и эмигрировал в Багдад, где преподавал хадисы при дворе халифа ал-Ка'има.
      Он неоднократно обращался с письменными и устными "жалобами" (шикайа) к властям, в частности к самому ал-Кундури, указывая на несправедливое преследование хорасанских аш'аритов. В "шикайа" сжато формулировались основные догматы аш'аритского учения, доказывалось его "правоверие" и коренное отличие от му'тазилитских доктрин. "Шикайа" не изменили позиций ал-Кундури, и ал-Кушайри пришлось жить в изгнании вплоть до 1063 г., когда вазир попал в опалу, а затем был казнен (1064). Вернувшись в Нишапур, ал-Кушайри много преподавал и писал. Он умер, окруженный учениками и многочисленным потомством (шесть сыновей и несколько дочерей).
      Ал-Кушайри приписывают от 20 до 30 сочинений по разным отраслям мусульманской науки: хадисы, теория и практика суфизма. Наибольшим авторитетом и влиянием пользовалось его ар-Рисала фи 'илм ат-тасаввуф, которое служило и служит пособием для суфиев. В нем изложены биографии наиболее известных суфиев, их взгляды на мусульманскую догматику, объясняется суфийская терминология и т. д.
      В целом в арРисала, как и в других своих сочинениях, ал-Кушайри стремился соединить суннитский ислам в аш'аритской трактовке с суфизмом, доказать их "правоверие", сделать их приемлемыми для всей общины. В этом отношении ал-Кушайри выступает как идейный предшественник знаменитого аш'аритского богослова, симпатизировавшего суфизму, - ал-Газали. Один из сыновей ал-Кушайри, Абу-н-Наср 'Абд ар-Рахим, продолжая дело отца, стал активным проповедником аш'аритского учения. Он пользовался авторитетом у вазира Низам ал-мулка. Некоторое время Абу-н-Наср преподавал аш'аризм в багдадской Низамии, чем вызвал нападки местных ханбалитов. Дело дошло до кровопролитных столкновений между его сторонниками и ханбалитами, в результате чего Абу-н-Наср вынужден был вернуться в Нишапур, где и умер в 1120 г.


    • ал-Худжвири

      Ал-Худжвири Ал-Худжвири, Абу-л-Хасан ўАли б.ўУсман ал-Газнави ал-Джуллаби (ум. между 1072 и 1077 гг.) - автор первого в литературе на персидском языке труда по суфизму, в котором систематически изложены его история и сущность, мировоззрение и практика суфиев. Родом из Худжвира (квартал в г. Газни), из семьи, члены которой были известны благочестием и подвижничеством. Ал-Худжвири был убежденным сторонником "трезвого мистического пути школы ал-Джунайда. Значительную часть жизни провел в странствиях. Завершил свою жизнь в Лахоре, где написал единственное дошедшее до нас (из десяти написанных) сочинение - Кашф ал-махджуб ли-абрар ал-кулуб - оказавшее огромное влияние на последующую суфийскую персоязычную литературу.
      В культуре видится три формы: вот мирская,
      Что информирует народ любого края.
      Религиозная культура - в исполнении
      Определенных правил жизнеположения.
      Культура избранных - бальзам и эликсир -
      Саморазвитие духовных вечных сил...


    • ал-Ансари

      Ал-Ансари ал-Харави Ал-Ансари ал-Харави, Абу Исмаил ўАбдаллах б.Мухаммад (1006-1089 гг.) - известный суфий-ханбалит, родом из Герата. Отец его был суфием и сам познакомил сына с началами мистицизма. В девятилетнем возрасте ўАбдаллах начал обучаться хадисам. В 1026 г. отправился в Нишапур, затем в Тус и Бистам. В 1031 г. ненадолго остановился в Багдаде, затем вернулся в Герат, где стал заниматься обучением и вел активную полемику против муўтазилитов и ашўаритов. С 1041 г. начался период гонений, трижды его ссылали. Последние двадцать лет жизни прошли более спокойно. В конце жизни он потерял зрение и умер в родном городе, удостоенный титула шейха ал-ислама.
      Биографы единодушно восхваляют его необычайное благочестие и широту познаний во всех областях религиозных наук. Сочинения написаны на арабском и персидском
      языках. Наиболее известное - Маназил ал-саирин.

      Не исполняй, мой друг, желания души,
      Проси у Истины, ее везде ищи.
      К покорности будь алчен и к познаньям,
      Не будь привержен миру и терзаньям.

      Людей, смотри, чрезмерно не хвали.
      Прощай, дабы прощали, и терпи.


    • Абу Исхак аш-Шами, ходжа (ум. в 1097)

      - основатель суфийского братства Чиштийа, наиболее распространенного на территории Индии.


    • ал-Газали

      Ал-Газали
      Ал-Газали, Абу Хамид Мухаммад б.Мухаммад ат-Туси (1058-1111 гг.) - крупнейший теолог и философ. Родился в г. Тусе (Хорасан), в Нишапуре был учеником ал-Джувайни вплоть до смерти последнего в 1085 г., затем находился при сельджукском визире Низам ал-мулке, который назначил его в 1091 г. преподавателем мадрасе. Покинув Багдад, 11 лет проводит в Дамаске, Тусе и некоторых других городах. С 1106 г. преподает в Нишапуре. Незадолго до своей кончины возвращается в Тус.
      К избранным он причислял суфиев, которые приходят к моническому взгляду на бытие, но не на основе логических доказательств, а с помощью интуиции.

      Ты отрицаешь оттого лишь, что не знаешь,
      И очень многое в сей жизни потеряешь...

      Суфийский мистицизм - не культ, а оболочка,
      Религии в нем нет. В нем Суть Любви, и точка!

      - Ты солнце хочешь видеть? Так смотри
      Не в пол, а на него! - Ал - Газали


    • ал-Хамадани

      Абу-л-Фадл ал-Хамадани
      Абу-л-Фадл ал-Хамадани (969 - 1008), получивший прозвище Бади аз-Заман (Чудо времени), считается одним из крупнейших представителей жанра макам --небольшие новеллы, соединяющие в себе свойства стихов и прозы, изысканной литературы и живой речи. Бади аз-Заман родился в персидском городе Хамадане в образованной, светской семье. Обладал выдающейся памятью и литературными способностями, много путешествовал.
      ***
      Взгляни на время, что за время вдруг настало?
      Его превратностями давит всех сторон,
      Оно враждебно мудрецам для всех времен.
      Да просто в мудрости есть лезвие кинжала...


    • Санайи, Хаким Газневи (1048 - 1131 или 1141)

      ирано-таджикский поэт-гуманист и суфийский шейх. Был обвинен духовенством в ереси и умер во время разбора дела.


    • ал-Джилани (Гилани), Мухйи ад-дин 'Абд ал-Кадир (б. Аби Салих Джангидуст) (1077 - 1166)

      - ханбалитский проповедник и богослов, суфийский шейх. Родился в провинции Гилан (Иран). Считается, что он был основателем суфийского братства кадирийа. Один из наиболее почитаемых и даже обожествляемых святых.


    • Ходжа Ахмад Ясави

      Ходжа Ахмед Яссави родился в Испиджабе (ныне г. Сайрам) в 1103 г. Первоначальное образование получил у своего отца шейха Ибрагима. Дальнейшее образование и воспитание ему дал Баха ад-Дин Испиджаби, известный ученый из ханафитского мазхаба. После этого он отправился в Отрар к знаменитому Арыстан Бабу, который в то время был руководителем местных мубайидитов. Ходжа Ахмед Яссави скрупулезно перенимал у него житейскую и духовную мудрость.
      После смерти учителя Ахмед Яссави направляется в Бухару, которую мусульмане всего мира называли куполом ислама. Здесь он нашел достойного учителя в лице знаменитого шейха Ходжа Юсуфа Хамадани, возглавлявшего в то время известную школу мистиков, решивших посвятить себя поиску единения с духом Аллаха. К этому их призывали шейхи-суфи.
      Суфизм был новым мистико-аскетическим течением в исламе. В Центральной Азии суфизм получил распространение в XII - XIII вв., что выражалось в создании школ отдельных суфийских толков, оформлявшихся в ордены, во главе которых стояли наставники, называвшиеся в арабоязычных странах шейхами, в ираноязычных шейхами и пирами, а в тюркоязычных шейхами, пирами, ишанами, баба, ата.
      Наиболее распространенные в Центральной Азии ордены - накшбандийа, йассавийа, кубравийа. Ходжа Ахмед Яссави посвятил всю жизнь, все силы объединению родственных народов, созданию духовного единства на фоне многочисленных религиозных течений.
      Из рукописных источников, полученных от прежнего имама Туркестана Абд-ал-Кадыра, известно, что жители Туркестана в течение многих лет противостояли Ходжа Ахмеду Яссави, и ему пришлось пройти сложный, многострадальный жизненный путь.
      Ходжа Ахмед Яссави был не только религиозным деятелем, но и замечательным поэтом, философом. Он тонко подмечал все стороны окружающей его действительности. Его волновало все: и мирская жизнь, и судьба правителей, и судьба самого народа.Будучи мудрейшим человеком, он понимал жизнь во всех ее проявлениях: и внешних - как мыслитель, и внутренних - как духовное лицо, имеющее связь с высшим духом природы.
      Произведения Ходжа Ахмеда Яссави - стихи, диваны, рисаля - были широко популярны среди местных жителей. Он выступал не только как духовный наставник, но и как мудрый государственный деятель. В своих духовных проповедях, стихах и трактатах он откликался на злободневность, когда чувствовал, что может сказать народу свое откровенное слово. Ходжа Ахмед Яссави призывал народ быть терпимым к людям иной веры.
      Согласно легенде, Яссави вынужден был уйти от мирской суеты для служения Всевышнему. Он поселился в подземной келье города Яссы, около мечети, где и провел остаток жизни. Ходжа Ахмед Яссави умер и как великой святой был похоронен в городе Яссы в сооруженном для него мавзолее, который впоследствии превратился в место массового паломничества и поклонения мусульман.
      Созданная Ходжа Ахмедом Яссави школа богословия стала центром притяжения для жаждущих знания. Благодаря его авторитету Туркестан стал самым значительным средневековым просветительным центром Казахстана.
      После смерти шейха, созданный им духовный суфийский центр Яссавийа продолжал активную деятельность, а возникший у могилы мемориальный комплекс стал одним из популярных во всей Центральной Азии мест поклонения. И как всегда было на мусульманском Востоке, место массового поклонения стало местом активной торговли, ремесленной и духовной жизни.
      В конце XIVв. по велению великого Тимура, почитавшего Ходжа Ахмеда и приложившего немало усилий для возвеличивания памяти своего духовного патрона, на месте небольшой усыпальницы Ахмеда Яссави был воздвигнут грандиозный мавзолей.


    • Шахобиддин Сухраварди

      Выдающийся суфийский мыслитель Шихабеддин Абухафс Умар Сухраварди родился в 1145 году в Азербайджанском городе Сухравард, близ Занджана. Он был основателем одного из авторитетнейших до сих пор во всем мусульманском мире суфийских братств "сухравардийа". Многие ученые считают, что возникновение этого братства восходит к его дяде Дийааддину Абу-н-Наджибу ас-Сухраварди (1097-1168), влияние которого на Шихабаддина было очень велико


      Дийааддин ас-Сухраварди юношей покидает родной Сухравард и отправляется в Багдад на учение. После окончания учебы он преподает в знаменитом университете Багдада "Низамийа", а затем идет, как это было принято у суфиев, в ученики (мюриды) к великому шейху Ахмаду ал-Газали, который становится его наставником (мюршидом). Здесь он ведет уединенную жизнь отшельника в суфийской обители (рибате) на берегу Тигра. Слава о нем идет по всему Востоку. Многие хотят стать его мюридами. Он был наставником таких известных суфиев, как Абу Мухаммед Рузбихан Бакли Ширази (умер в 1209), Исмаил ал-Касри (умер в 1193) и Аммар ар-Бидлиси (умер около 1200). Его ученики были наставниками великого хорезмийского суфия Наджмаддина Кубра, основателя суфийского братства "кубравийа".

       


      В то время широкой известностью пользовалась книга-руководство Дийаадина ас-Сухраварди для обучающихся суфиев - мюридов "Адаб ал-муридин". Это было одно из самых ранних пособий подобного рода. Шихабаддин, продолжая семейные традиции, пишет руководство уже для духовных наставников - мюршидов, под названием "Авариф ал-мариф". Первой школой, которую посещал юный Шихабаддин, был рибат его дяди, высшее образование получил в одном из самых знаменитых университетов Востока "Низамийа", где в свое время преподавал его дядя. Это университет (медресе) заметно отличался от многих известных в то время аналогичных учебных заведений средневековья. Университет был основан в 1067 году по инициативе и на деньги тюркских - Сельджукских правителей, и в честь их великого визира Низамимулька, очень много сделавшего для его успешной деятельности, был назван "Низамийа". Обучение в нем проводилось полностью за счет Сельджукских правителей. В среднем, в год они расходовали около 600 тысяч динаров на жилье и питание студентов и жалование преподавателей, а так же на специальную университетскую форму студентов и преподавателей. Университет сыграл огромную роль в развитии науки и культуры на всем Востоке. Лучшие ученые Востока приглашались сюда для преподавания таких наук как теология, история, логика, языкознание, литературоведение, астрономия, математика и других. Отбор педагогов производился непосредственно Сельджукскими правителями. Многие ученые эту медресе считают первым университетом современного типа на Востоке, а педагогов этого университета называют профессорами.

       


    • ал-Бадави, Абу Фитйан (или Абу Аббас) Ахмад Сиди аш-Шариф (1199 - 1276)

      - арабский суфий, культ которого широко распространен в Египте вплоть до наших дней. Основатель братства Бадавийа (или Ахмадийа).


    • ар-Рази

      Йахйа ибн б.Муўаз Йахйа ибн б.Муўаз ар-Рази (ум. 871/2 г.) - персидский мистик.
      Йахйа происходил из Рея (город около современного Тегерана), некоторое время жил в Балхе, а умер в Нишапуре. Он "постоянно говорил о надежде", написал много книг, а его речения "изящны по форме, приятны на слух и полезны для веры", согласно Худжвири. Он был прежде всего проповедником, призывавшим людей обратиться к Богу, он один удостоился именования алва,из (проповедник).
      "Смерть прекрасна, ибо она соединяет друга с Другом". Он глубоко верил во всепрощение Господа, простирающееся на любой грех человека.


    • Рузбихан, Бакли Ширази (ум. в1209 или 1210 г. )

      видный персидский суфий.


    • ал-Гидждувани (ал-Гудждувани), хваджа 'Абд ал-Халик (ум. в 1220 г.)

      - основатель самостоятельной школы среднеазиатского мистицизма, известной как хваджаган. Это учение было позже воспринято основателем братства Накшбандийа.


    • Фаридуддин Аттор

       

      ФАРИД АД-ДИН АТТАР(1150-1230)
      Великий суфийский поэт Ирана Фарид ад-Дин Аттар родился в Нишапуре в 1150 году. Эта дата считается спорной, и некоторые его биографы считают годом его рождения 1119 или 1136. Он был сыном аптекаря, и в молодости, пока был жив его отец, он много странствовал, бывал даже в Египте и Индии.
      После этих странствий он возвратился в Нишапур и, получив в наследство от отца аптеку, продолжил его дело, - и само имя его - Аттар - означает "аптекарь" или "химик". Дальнейшие его странствия в течение многих лет были исключительно духовными, и он не только сам прошел весь суфийский Путь, но и указал другим его главные этапы - об этом его знаменитое учение о "семи долинах".
      Многие свои сочинения он создавал в аптеке, и нередко там собирались за советом и лекарством сотни людей, которые смиренно ожидали момента, когда вдохновение и творческий экстаз позволят Аттару отвлечься на мирские дела.
      Аттар не был воинствующим шиитом, но одну из своих поздних поэм - "Проявление чудес" - он посвятил прославлению четвертого праведного халифа Али, и за это его осудили, конфисковали имущество и изгнали из Нишапура. Аттар ни разу в своей жизни не осквернил свое перо славословием по адресу власть имущих, и у него не нашлось защитника среди правителей. На старости лет он был вынужден снова превратиться в бездомного странника.
      Аттар погиб в 1230 г. во время монгольского нашествия от руки одного из завоевателей.

       


    • Наджмиддин ал-Кубра

       


    • Ибн ал-Фарид

      Ибн ал-Фарид Ибн ал-Фарид, Шараф ад-дин ўУмар б.Али Абу Хафс ал-Мисри ас-Саўади (1181-1235 гг.) - крупнейший арабский поэт-мистик. Родился в Капре в семье выходца из г. Хама (Сирия), исполнявшего обязанности ходатая по делам о разделе имущества (фарид). Отец обучал его основам мусульманского вероучения. С юности Ибн ал-Фарид полюбил одиночество, надолго уединялся на склонах горы, общаясь только с дикими зверями. Около 15 лет провел в Хиджазе, где написал большую часть своих трудов.. Стал популярен, снискал репутацию вали (святого). Его могила в мечети ал-Азхар сохранилась и поныне. Наиболее известные касыды - ал-Хамрийа и Назм ас-сулук.

      Не ум, а сердце любит, и ему
      Понятно непонятное уму.
      ((()))
      Глаза воспримут образ, имя - слух,
      Но только дух обнимет цельный дух.
      Так, откажись от внешнего, умри,
      Для суеты и оживи внутри.


    • Му'ин ад-дин Хасан Сиджи Чишти (1142 - 1236)

      - суфийский шейх, распространивший учение чиштийа в Индии.


    • Ибн ал Араби

       


    • Шамсиддин Табрези

      Шамс ад-Дин Мухаммед ибн Али ибн Маликдад Тебризи, известный азербайджанский поэт и мыслитель, один из авторитетнейших суфиев своего времени, родился в Тебризе. Биографических данных о Шамси Тебризе очень мало, а все, что известно покрыто ореолом таинственности. Некоторые биографы даже приписывают ему принцевское происхождение. Из его произведений и суфийской деятельности, по крайней мере, видно, что он получил очень хорошее богословское образование.


    • Абу-л-Хасан Шазили

       


    • Сайф ад-дин Бахарзи

       


    • Бекташ Хаджи

       


    • Руми,Джалолиддин

       


    • ат-Туси

       


    • ал-Бадави

       


    • Абдурахман ал-Исфараини

       


    • Шабистари, Махмуд

       


    • -


    • Фагнави,Махмуд

       


    • Азизан, Али Рамитани

       


    • Сафи ад-дин Исхак

       


    • Ходжа Бобо Семаси

      Один из наставников Бахауддина Накшбанда


    • Амир Кулал (ум. в 1370 г.)

      - наставник Баха-уд-дина Накшбанда.


    • Ариф Диккарани

       


    • Шихабиддин ал-Хамадани

      ал-Хамадани, Абу Йа'куб Йусуф, хваджа (1048 - 1140) - суфийский шейх традиции хваджаган, наставник ал-Гиждувани.. К нему возводят свою духовную родословную братства йасавийа и хваджаган. Последователь Байязида, Ансари.


    • Бахауддин Накшбанд

      Баха ад-Дин Накшбанд родился в 1318 году в селении Каср-и-Хиндуван ("Индийская крепость") вблизи Бухары в семье ремесленника-чеканщика и ткача. Баха ад-Дин унаследовал профессию отца и сам с детства занимался чеканкой - отсюда его прозвище Накшбанд ("чеканщик"), давшее название одному из самых известных суфийских братств.

      Интерес к суфийскому Пути в нем пробудил дед, имевший связи с основанной знаменитым бухарским мистиком ал-Хамадани (умер в 1140 г.) и ал-Гиджувани (умер между 1180 и 1220 годами) суфийской школой ходжаган. Представители этой школы Мухаммад Симаси и Сайид Кулал были первыми наставниками Баха ад-Дина на суфийском Пути. При этом к Кулалу он уже пришел как мистик, постигший истину Пути без наставника. Тем не менее еще двенадцать лет Баха ад-Дин проводит в учениях и совершенствовании своего суфийского мировосприятия и дважды совершает паломничество в Мекку.

      Всю свою жизнь, кроме этих путешествий к Святым местам, Баха ад-Дин проводит в Бухаре и ее окрестностях. Слава его растет, и многочисленные его ученики и последователи застают его в добровольной бедности: разбитый кувшин и циновка составляют все его имущество. Беспрекословный духовный авторитет Баха ад-Дина поставил его во главе школы Ходжаган, которая при нем приняла организационные формы, присущие суфийским братствам, и это братство было названо его именем Накшбандийа, хотя он после создателей этой школы ал-Хамадани и ал-Гиджувани был пятым ее руководителем.

      Баха ад-Дин сформулировал одиннадцать принципов братства Накшбандийа, из которых восемь были разработаны еще ал-Гиджувани, а три - самим Баха ад-Дином.

      Эти принципы или правила, а вернее, ступени суфийского Пути Накшбандийа выглядят так:

      - "Поминовение", или тихая медитация, обращенная к Богу. Цель этой медитации, по словам Баха ад-Дина, добиться того, чтобы сердце всегда ощущало присутствие Бога, так как практика медитации сама по себе исключает невнимание;

      - "стеснение", цель которого - не дать рассеиваться мыслям во время медитации. Баха ад-Дин для достижения этой цели рекомендовал чередовать повторение основной формулы медитации повторением "вспомогательной фразы", например: "Господь мой! Все мои стремления направлены к Тебе!";

      - "бдительность". Ее цель в защите медитации от случайных блуждающих мыслей;

      - "воспоминание", или концентрация внимания на присутствии Бога, открывающая путь к предвидению и интуитивным предчувствиям;

      - "контроль дыхания". Баха ад-Дин, следуя, по-видимому, индийским влияниям, считал дыхание внешней основой медитации;

      - "путешествие по своей стране" - внутреннее странствование от Зла к Добру, содержащимся в собственной душе, самоанализ;

      - "наблюдение за шагами" - стремление к тому, чтобы во время любых внешних и внутренних странствий на суфийском Пути ничто не отвлекало от цели этого движения.

      - "одиночество на людях" - преодоление суфийского Пути лишь внешне свершается в мире, а его внутренняя сущность - движение с Богом и к Богу;

      - "остановка на времени". Этой и двумя последующими остановками Баха ад-Дин дополнил правила суфийского Пути ходжаган. Суть же этой "остановки" состоит в необходимости автоконтроля за тем, как суфий проводит время, - праведно или неправедно, с учетом высокой требовательности, предъявляемой к людям Пути;

      - "остановка для исчисления" предназначена для определения степени сосредоточенности на медитации путем контрольных подсчетов числа повторения медитационных формул.

      - "остановка на сердце" - остановка для воспроизведения мысленной картины человеческого (собственного) сердца с запечатленным на нем именем Бога.

      Баха ад-Дином была также разработана духовная генеалогия братства Накшбандийа - так называемая "золотая цепь", в соответствии с которой духовная преемственность в братстве восходит к Пророку духовно через первого праведного халифа Абу Бакра и физически - через четвертого праведного халифа Али, родственника Мухаммада. Благодаря этому братство Накшбандийа, возникшее как чисто суннитское объединение, завоевало высокий авторитет и в шиитской среде, и в его структуре возникли даже шиитские группы (в Иране), действующие и поныне.


    • Хофиз Шерози

      Рассказывают, что в те времена, когда Тимур завоевал Фарс и убил Шаха Мансура, Ходжа Хафиз был еще жив. Тимур послал кого-то из своих приближенных с требованием привести его. Когда тот явился, Тимур сказал ему: "Я завоевал полмира своим блистающим мечом, я разрушил тысячи селений и областей, чтобы украсить Самарканд и Бухару, престольные города моего отечества, а ты, ничтожный человечишко, готов их продать за родинку какой-то ширазской тюрчанки, ведь сказано у тебя: "Когда ширазскую тюрчанку своим кумиром изберу, за родинку ее вручу я ей Самарканд и Бухару". Хафиз поклонился ему до земли и молвил: "О, повелитель мира! Взгляни, до чего меня довела моя расточительность" (Хафиз явился на аудиенцию в рубище дервиша. . Его Величеству понравился остроумный ответ, он выразил свое одобрение и, сменив гнев на милость, обласкал поэта".
      Такова легенда, а на самом деле во время второго нападения Тимура на Шираз встреча состояться не могла, поскольку Хафиз умер за четыре года до этого события, в 1389 году. За точность последней даты можно поручиться, поскольку существует стихотворение-хронограмма на смерть поэта


    • Мухаммад, Парса (1345 - 1420)

      -один из преемников Баха-уд-дина Накшбанда..


    • Фазлаллах Астарабади

       


    • Абд ал-Карим ал-Джили (ум. между 1408 и 1417)

      суфийский автор и философ, потомок Абд ал-Кадира Джеляни. Автор книги Ал-Инсан ал-Камил ("Совершенный человек").


    • Убайдалах Ахрар(1404 - 1490)

      Руководитель братства накшбандийа, при котором оно достигло пика своего политического и экономического влияния.


    • Джами, Абдуррахман

      - Джами Джами, Абдурахман Иур ад-дин ибн Ахмад (1414-1492 гг.) - персидский философ и писатель. Писал на фарси. Родился в семье влиятельного духовного лица близ г. Нишапура. Получив образование в Герате и Самарканде, Джами отказался от придворной карьеры и примкнул к ордену накшбандийа, который впоследствии возглавил. К раннему периоду творчества относятся прозаические суфийские трактаты, первая часть поэмы Золотая цепь, трактаты о рифме и метрике, руководство по составлению стихотворных ребусов (муўамма). Учеником Джами был Алишер Навои. Период после 1474 г. открывается религиозно-философскими касыдами Море тайн и Сияние духа, сборником биографий суфийских вятых Дуновения дружбы из обители святости. В 1487 г. Джами завершает цикл поэм Семь корон (Созвездие Большой Медведицы), в которые вошли поэмы Саламан и Абсаль, Юсуф и Зулейка, Лейли и Меджнун. Поэма Дар благородным (1481-1482 гг.) включает 20 притч. Последние годы Джами ознаменованы созданием Бахаристана, трех лирических диванов и Трактата о музыке.

      Не похваляйся, что избавился навек
      Ты от гордыни, совершенный человек.
      Ее заметить потруднее, чем в ночи
      Увидеть след от муравья... так помолчи.

      Не похваляйся интеллектом и умом.
      Знай, интеллект - твое препятствие в Пути.
      Твоя ученость - это глупость... отмети
      От сердца их, чтоб не раскаяться потом...


    • Серхинди Ахмад Фаруки

      Среди известных суфиев Индии XVI века - Ахмад Серхенди (умер в 1634/1034 г.), накшбандийский шейх, которого на Субконтиненте называли Моджаддед-и Альф-и Тхани - “возобновитель второго тысячелетия”. Его критика вахдато’л-воджуда или “единства бытия” у Ибн Араби и обоснование вахдато’ш-шохуда или “единства свидетельствования” вызвали большой интерес со стороны ученых - несмотря на то, появились еще до того, как вся важность и значительность этой темы были полностью осознаны.
      Фигура Серхенди вследствие своей значительности в исторической перспективе заслонила собою большую часть своих современников. Однако влияние идей Серхенди было гораздо менее широким, чем это обычно предполагается, - ведь большинство суфийских авторов продолжало следовать традиции Ибн Араби.
      Среди значительных современников Серхенди, которые вызывают глубокий научный интерес, - Абду’л-Джалил Илахабади, ’Акел Хан Рази, Фируз ас-Суфи аль-Шаттари, Иса ибн Касем Джондо’ллах, Молла Шах Акун, Махмуд Хвошдахан Чишти и Мохеббо’ллах Мобарез Илахабади. Последний был выдающимся для своего времени пропагандистом доктрин Ибн Араби на Субконтиненте.
      Серхенди был учеником Мохаммада Баки Бе’ллаха (умер в 1603/1012 г.), который родился в Кабуле и много сделал для упрочнения ордена Накшбанди в Дели. Он писал стихи традиционной суфийской тематики на персидском языке. Хотя из житийной литературы следует, что Баки Бе’ллах воспринял критические взгляды своего ученика на Ибн Араби, имеются причины сомневаться в том, что это имело место. Например, обычно не принимается во внимание то, что сыновья Баки Бе’ллаха - ’Обайдо’ллах или ходжа Калан, и ’Абдо’ллах или ходжа Хорд, родившийся спустя четыре месяца, в 1601/1010 г., не восприняли критицизма Серхенди и продолжали настаивать на преобладании вахдато’л-воджуда над вахдато’ш-шохудом. Баки Бе’ллах умер в возрасте сорока лет, когда его сыновьям было по два года, и вручил их попечению Серхенди, который позднее дал им посвящение в орден Накшбанди. Но ни один из них не воспринял интерпретаций учений Ибн Араби, даваемых Серхенди. Оба они основали в Дели независимый центр Накшбанди.



     
    « Пред.   След. »
    JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

    Сегодня 28 июня, среда
    Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
    Страница сгенерирована за 0.000022 секунд
    Сегодня 28 июня, среда
    Информационно-публицистический портал
    Санкт-Петербург
    Вверх