logo
buhara
 

Ираки

Поэзия
Фахриддин Ироки فحردّين عراقى Фахриддин Ираки
Восточный орнамент

          Приведенная ниже краткая биография поэта (с сокращениями), заимствована из реферата Максудова Бадриддина на соискание ученой степени доктора филологических наук, которая озаглавлена "Фахриддин Ираки и его место в истории персидско-таджикской литературы"

          Фахраддин Ираки (1213-1289) жил и творил в годы наиболее высокого расцвета и развития суфизма. В XIII в. Мухийаддин ибн Араби (1165-1240) полностью сформировал эзотерическую концепцию пантеистического монизма, для выражения, содержания которого позднее стал употребляться термин «вахдате вуджуд» - «единство сущего». Система его учения привлекла внимание почти всех суфийских мыслителей того периода, в частности, таких как, например, Шахабаддин Куньяви (ум. 1275), Бахоаддин Закария Мультани (1182-1268) и их последователей, в том числе поэта Ираки, став вдохновителем их литературной деятельности.
          Для правильного понимания Ираки и его литературного наследия, прежде всего, необходимо проследить за суфийским течением и сущностью его учения с самого зарождения и до времени жизни и деятельности поэта. В этом неоценимую серьезную помощь в качестве первоочередных, незаменимых источников может оказать ряд средневековых трактатов, посвященных различным аспектам суфизма, авторами которых являются такие известные мыслители, как Мухаммад Газзали, Ахмад Газзали, Джуллаби Худжвири, Азиз Насафи, Наджмаддин Рази, Ибн Араби, Махмуд Шабистари, Шамсаддин Мухаммад Лахиджи и другие.
          Поскольку произведения Ираки имеют суфийское содержание, то в советское время они были отнесены к реакционной, феодальной литературе и по этой причине господствующей односторонней воинствующей идеологией был наложен запрет на их изучение. Таким образом, можно сказать, что Ираки является одним из так называемых «возвращенных авторов».
          Уже в шестилетнем возрасте он выучил наизусть Коран и в 17 лет, завершив учёбу в одном из медресе Хамадана, стал мударрисом - преподавателем. Однако его душа была полна желанием путешествовать, видеть мир, а сердце - стремлением узнать, изучить суфийскую доктрину и ирфан- эзотерику. По этой причине через два года преподавательской деятельности, он забросил ее и, подружившись с каландарами, покинул Хамадан.
          Большинство исследователей отмечают, что Ираки с каландарами пошёл прямо в Индию. В Мультане он знакомится с величайшим шейхом течения сухравардия в Индии – Бахоаддином Закария Мультани, известным более под именем Бахаулхак. Шейх Бахаулхак, заметив его среди каландаров, берёт под своё покровительство и защиту.
          Нужно сказать, что Ираки является уникальным счастливым философствующим поэтом, который при жизни, и особенно в старости, пользовался большим уважением и почетом у своих современников. И в этом путешествии народ сопровождал Ираки до Дамаска, встречая и провожая его от дома к дому. Правитель Сирии его принял очень почтительно и ввёл в круг своих приближённых и сразу назначил его главным шейхом – шейх уш-шуюх Сирии. Через шесть месяцев пребывания в Дамаске, к нему прибывает его единственный сын Кабираддин из Мультана.
          Прошло немного времени и Ираки после непродолжительной болезни 8 зулка‘да 688 года хиджры (23 ноября 1289 г.) покинул этот мир. Его прах с особыми почестями предали земле на кладбище Салихия г. Дамаска рядом с гробницей Ибна Араби.
          Литературное наследие Ираки, дошедшее до нашего времени, состоит из одного дивана, месневи «Ушшак-намэ», прозаического произведения «Лама‘ат», трактата «Суфийская терминология» и «Писем».
          Наряду с этим он обладал твёрдыми знаниями по поэтике, просодии, риторике, арабского и персидского стиха, хорошо знал другие литературные дисциплины и до тонкостей владел религиозно-мистическими принципами.



(Перевод на русский - Саидов Г.Б.)

 


Дар җоми җаҳоннамой, аввал
Шуд нақши ҳама җаҳон мумассил.
Хуршеди вуҗуд бар җаҳон тофт,
Гашт он ҳама нақшҳо мушаккил.
Як рўйу ҳазор оина беш,
Як муҗмалу ин ҳама муфассал

در چام چهانامه اول
شد نقشى همه چهان مُمسل
خرشيد وچود بر چهان تافت
گشت ان همه نقشحا مشكل
ياك رويا حزار اينه بيش
ياك مچمال ين همه مفسل


В начале, во вселенской чаше мирозданья
От Первообраза возникли все создания
Едва коснулся их божественного Абсолюта луч,
Мгновенно появились формы все и очертания.
Один-единственный источник, а сколько отражений
Одна субстанция, но сколько частностей и их дроблений.




Ҳар чиз, ки дони җуз аз Ў, дон ки ҳама Ўст.
Ё ҳеч мадон дар ду җаҳон ё ҳама Ў дон.
Бар лолаву гулзору гулат гар назар афтад,
Гулзору гулу лолаву саҳро ҳама Ў дон.
В ар ҳеч чапу рост бубиниву пасу пеш,
Пешу пасу росту чапу боло ҳама Ў дон

هر چيز كه دانى جوز از او دان كه همه اوست
يا حيچ مدان در دو جهان يا همه او دان
بر لاله و گلزار و گله گر نزر عفتد
گلزار گول لاله و صحره همه او دان
و-ار حيچ چپ راست بُبينيوُ پس پيش
پ-يش پس رست چپ بالا همه او دان

На что бы ты ни бросил взгляд, всё это - Он,
Или отвергни оба мира, или пойми, что всё сокрыто в Нём
И если обратишь свой взор на землю, клумбу и цветы,
Всё, что попало в поле зренья твоего, всё это - Он.
Вертеться можешь влево-вправо и смотреть со всех сторон
Одно познай: любое проявленье образов, всё это - Он.




Маро, ки буткадаву мастаба мақом бувад,
Чи җойи савмаъаву зўҳду ваҗду ҳолот аст?
Маро, ки қибла хами абрўи бутон бошад,
Чи җойи масҗиду меҳробу зўҳду тоат аст?

مرا كه بتكدو مستبه مقام بود
چه جاى صوماعو زحدُ وجدُ حالات است
مرا كه قبله حمى ابروى بتان باشد
چه جاى مصجد ميحراب زحدُ تاعت است


Едва ли мне, которому кабак - родимый дом,
Пристало отбивать поклоны перед алтарем?
Поскольку Меккой служат для меня красавиц брови,
То быть отшельником - скажите мне - какой резон?




 
След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 19 октября, четверг
Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000021 секунд
Сегодня 19 октября, четверг
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх