logo
buhara
 

Франция

  Ранняя |        XIX - XX |       
худ.Курбе

РЕАЛИЗМ ВО ФРАНЦИИ
            

Ч

 

тобы продолжать в Париже то, что Милле начал в уединении Фонтенебло, нужен был человек со смелостью и стихийностью Курбе (Courbet). Задача, которая выпала на его долю, была такая-же, какой в XVII веке задался Караваджио. Когда эстетическое подражание cinquecent`истам дошло до крайних пределов манерности, когда в мифологических картинах Карла Дольчи и Сассоферато типы Рафаэля доведены были чрезмерной идеализацией до полной ничтожности, Караваджио стал писать сцены из жизни народа и распущенного военного быта своего времени.
            Время Курбе было почти таким-же: Энгр в холодном творчестве которого кристализировалось cinquectnto был в зените славы. Кутюр написал "Римлян времени упадка", Кабанель начинал пользоваться успехом. Рядом с ними образовалась маленькая школа новогреков с Луи Гамоном во главе, и публике чрезвычайно нравился его жеманный, напоминающий живопись на фарфоре, стиль. Тогда в царство огромных симметрических композиций ортодоксальных классиков и хорошеньких картинок новогреческих декораторов ворвался Курбе со своей резкостью и тяжеловесностью. Старинное целебное средство, которое навсегда останется действительным: когда искусство после периода расцвета впадает в манерность, - противовесом ей является реалистическая реакция, которая вносит новые жизненные соки в искусство. Природу слишком портили искусственностью, пришло время подчинить искусство природе.
             Художественная деятельность Курбе соединилась с очень громкой литературной пропагандой, благодаря которой Курбе имел несравненно больше влияния, чем его предшественники. Никто не мог поднимать такой бури страстей, никто так охотно не расскрывал своей частной жизни перед любопытствующей толпой, с хвастливостью атлета который показывает в цирке мускулы своего торса. Можно быть какого угодно мнения об его поведении, но несомненно одно - он был нужен своему времени. Циник и болтун перед толпой, он был дома усмдчивым, усердным работником. Он заносился чрезвычайно высоко, был гением и оригиналом, новым Нарциссом по самодовольству, тщеславию и самообожанию, и в то же время был готовым на всякие жертвы, верным товарищем. Только такой плебей и мог разрушить академический олимп. Природа, сделавшая его таким сильным, как бы сама предназначила его для этой роли в искусстве.
            В 1877 году, накануне нового года, в холодный утренний час умер Курбе, почти забытый современниками. В Париже весть о его смерти встречена была равнодушно. Курбе был забыт, его приверженцы сгруппировались под названием импрессионистов и independants вокруг новых знамен. В самом деле, развитие живописи пошло таким быстрым ходом после Курбе, что теперь можно только исторически понять причину, почему его отдельная выставка 1885 года считалась в свое время событием.
            Курбе был живописцем из семьи Рубенса и Иорданса. Он унаследовал от фламандцев любовь к здоровому жирному телу и преподал академикам очень полезный урок, доказав, что можно проявить силу и даже грацию, не отступая ни в чем от действительности. Курбе в самом деле выполнил программу, которую начертал себе в брошюре 1855 года. Он очистил живопись от эклектического идеализма, разросшегося как сорная трава, и вернулся к здоровой первооснове искусства.Он завоевал для искусства огромную область современной жизни. Искусство прежде боязливо обходило современность, а она только и научила художников - после того, как Курбе открыл доступ к ней - смотреть собственными глазами на природу и жизнь. Искусство стало после того овладевать одной частицей действительности за другой, отказавшись от составления мелких жанровых картин, и создавая настоящую чистую живопись.

 


 
« Пред.   След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 19 августа, суббота
Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000019 секунд
Сегодня 19 августа, суббота
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх