logo
buhara
 

Италия

  Ранняя |      XIX - XX |     

Cimabue. Madonna and Child Enthroned with Two Angels and St. Francis and St. Dominic

ЭПИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ДЖОТТО             

П

 

роповедь Св.Франциска не только углубила душевную жизнь, но вместе с тем она превратила догматического Христа в Христа индивидуального, так как она выдвинула Его земнуюжизнь, представила егочеловеком среди других людей и тем самым сделала для всех евангельские события более близкими и раскрыла в этом "эпосе" новый источник вдохновения для художников.
            Недостатка в стенах Италии не было, так как готическая архитектура там была иная, нежели на севере.Основным принципом ее было то, чтобы при помощи ограниченного количества устоев покрыть широко-раскинутыми сводами обширные внутренности церквей, а получившиеся таким образом ровные поверхности, между этими редкими устоями, сами собой напрашивались на украшения живописью, вследствие чего фрески и явились главнейшим фактором в итальянском художественном творчестве.
            Сцены из жизни Франциска можно было изображать по рассказам монахов или жизнеописанию Бонавентуры. То, что на место вечно тождественных небесных ликов, теперь, впервые, явились реальные, почти современные существа, означало полный разрыв искусства со средневековой традицией. Великий же Джотто, наряду с лириками и мистиками, является как эпик и реалист XIV века.
            В первый раз ему удалось высказаться в надгробном храме СВ.Франциска в Ассизи. Джованни Чимабуэ, которому поручено было расписать стены этой церкви, взял прежнего пастуха Джотто вместе с другими подмастерьями к себе на помощь и предоставил ему, для самостоятельного выполнения, картины из легенды СВ.Франциска, которыми Джотто и покрыл стены верхней церкви. Поупражнявшись некоторое время он окончательно освободился от оков византийства и на старое взглянул с новой точки зрения: после легенды о Франциске он совсем по-новому изобразил жизнь Христа в фресках Падуанской церкви "Арены". Затем, поработав некоторое время в городах Италии - в Риме, Равенне, Римини и Неаполе, в 1334 г. вернулся во Флоренцию, где был назначен строителем собора и кампанилы и где он, как живописец, обнаружил еще обширную деятельность, расписав фресками только что выстроенную францисканскую церковь Санта-Кроче. Три года спустя после своего возвращения, 8 января 1337 г. он умер. Бокаччо написал о нем в Декамероне:"Джотто был таким гением, что в природе не было предмета, который он не сумел бы изобразить так, что он не только походил на действительность, но ею самою казался".
            Однако подобная похвала натуралисту Джотто, покажется современному глазу очень преувеличенной. Кто подойдет к произведениям его с реалистической меркой, заимствованной у искусства позднейших эпох, тот не поймет его намерений. При этом, правда, надо отметить, что он как и прежние художники имеет один вечно повторяющийся тип, жесткое, точно вырезаное из дерева лицо с выступающими скулами, миндалевидными глазами и прямым, так называемым греческим носом. Мзучение голого тела не было еще в духе времени и поэтому рисунок Джотто выдержан в совершенно общих чертах. В изображении зверей он также далек от правды. Овцы-же, которых прежний пастух должен был бы хорошо знать, нарисованы менее правильно, а лошадь для него навсегда осталась какой-то непонятной "машиной".
            Еще более странными кажутся фоны его картин: все эти постройки, правдивые в своих деталях, как целое не представляют чего-либо правдоподобного. В перспективном отношениии далеко неважно нарисованы и по отношению к человеческим фигурам не пропорциональны - люди часто больше домов, в которых они живут.
            Однако для того, чтобы установить значение какого-нибудь художника, его нужно сравнивать с предыдущим искусством, а не с последующим. Тогда нас уже поразит расширение творческой области, которое произошло благодаря Джотто. Он повернул искусство к действию, дал не отвлеченное нечто, а случившееся, вместо церковных образов он писал целые эпосы, целые драмы. Он сделался первым историческим живописцем христианского искусства.


 
« Пред.   След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 24 апреля, понедельник
Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000021 секунд
Сегодня 24 апреля, понедельник
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх