logo
buhara
 

Ранняя российская живопись

худ.Рублев/Троица

ЖИВОПИСЬ РОССИИ

Во второй половине XVIII века в живописи русских мастеров появились новые жанры - пейзажный, бытовой и исторический, который Академия художеств считала главным. Однако самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета.

В 60-70 гг выступает, решительно утверждая свое понимание образа человека и средств его живописного воплощения, новое поколение мастеров. В короткий срок они выдвинули русскую портретную живопись в один ряд с лучшими произведениями современного западноевропейского искусства. Во главе этой плеяды стояли Ф.С.Рокотов и Д.Г.Левицкий.

До недавнего времени мы не знали о Рокотове почти ничего, даже дата рождения и происхождение были под вопросом. Сравнительно недавно удалось установить, что Рокотов родился в 1735 году в селе Воронцово под Москвой, он был крепостным князей Репниных. Где и как он учился первоначально - неизвестно. В 1760 году Рокотов был определен в петербургскую Академию художеств, где "имел смотрение над классами и учениками", и к этому времени он уже был свободным человеком. Какую-то неясную, но, очевидно, благодетельную роль в судьбе художника сыграли тогдашний президент Академии вельможа и меценат Шувалов и М.В.Ломоносов. Очень вероятно, что именно влиянию Ломоносова вчерашний крепостной Рокотов был обязан своим глубоким душевным развитием, гордым и спокойным осознанием равенства мастера и его высокородных, сановных моделей, которое чувствуется в самых первых его портретах.

В 1765 году Рокотов перебрался из Петербурга в Москву, совершенно добровольно поставив крест на открывавшейся перед ним блестящей будущности придворного живописца. Внезапный, бесповоротный разрыв Рокотова с Петербургом, с екатерининским двором и светом произошел из-за естественной для художника потребности в свободе, был сознательно задуманным и решенным бегством.

Рокотов откровенно любуется своей моделью. .Между художником и моделью как бы идет безостановочный безмолвный диалог. Это вообще отличительная, самая основная черта портретного искусства Рокотова: отсутствие отчуждающей дистанции между мастером и моделью. Рокотов не изучал свою модель, он проникался ею, как бы сам становился человеком, которого писал, и чем полнее удавалось ему такое слияние с моделью, растворение в ней, тем лучше получался портрет. Заставляя зрителей вглядываться в портрет, разгадывать его, Рокотов тем самым утверждает право портретного образа быть волнующим и значительным в самой своей внутренней сути без, богатых аксессуаров, бывших неотемлемой частью парадных портретов.

 

Рокотов создал целую портретную галерею своего времени. Он писал высокомерных вельмож и прелестных женщин, первых дворянских интеллигентов. Разные судьбы, сильные страсти, сложные характеры открываются нам на портретах Рокотова. Судьей своего времени Рокотов не был, но был внимательным и чутким очевидцем.

Произведения Рокотова:"Портрет великого князя Павла Петровича"(1761г), "Портрет В.И.Майкова"(1766г), "Портрет А.П.Струйской"(1772г), "Портрет В.И.Суровцевой"(вторая половина 80-х годов), "Портрет В.Е.Новосильцевой"(1780г).

Мы почти ничего не знаем о Рокотове-человеке. Есть свидетельство, что в Москве "он за славою стал спесив и важен". Работал он много, нередко ему помогали ученики. Но из его учеников никто не стал выдающимся живописцем. Видимо, в природе рокотовского таланта было что-то единственное, счастливое, чему нельзя научиться и чего нельзя передать...

Последние портреты Рокотова относятся к последнему десятилетию XVIII века. То ли он не работал вообще, то ли работы его не сохранились. К началу XIX века от славы Рокотова не осталось почти ничего. Всеми забытый, он умер в Москве в 1808 году, и только спустя столетие его искусство снова нашло своих ценителей.

Левицкий родился на Украине в семье священника. Отец его был талантливым человеком, он был близок к кругам Киевской духовной академии, сотрудничал с Киево-Печерской типографией, был отличным гравером.

Но творческая жизнь Дмитрия Григорьевича связана не с Киевом, а с Петербургом. Слава к нему пришла после академической выставки 1770 года, на которой были представлены шесть портретов художника. За портрет А.Ф.Кокоринова Левицкий получил звание академика. В академии художеств Левицкий 17 лет руководил классом портретной живописи. В Москве Левицкий выполнил заказ императорского двора, портреты императрицы на Триумфальных воротах были выполнены им. Его кисти принадлежат и иконы на Солянке и Великомученицы Екатерины на Большой ордынке.Одна из знаменитых работ Левицкого - портрет Дени Дидро. На портрете философ изображен в домашнем одеянии, без парика. Мешки под глазами и складки на шее подчеркивают жизнь этого мыслителя.

В 1773-76 гг Левицкий написал серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. В их облике Левицкий заметил и показал живые, подлинно человеческие черты: привлекательность юности, природную одаренность, непосредственность переживаний. Молодые девушки танцуют, разыгрывают театральные сценки. Сложные аксессуары отсутствуют. Девушки показаны на темном фоне, иногда с едва замеченным парковым пейзажем.

Во внешнем облике Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской, разыгрывающих театральную сценку, Левицкий уловил разницу не только во внешности, но и в темпераментах: смущенность и застенчивость первой, бойкость - второй.

 

В портретах Левицкого виртуозно изображены материалы - шелковистый тяжелый атлас, легкие воздушные кружева; все предметы на картинах почти осязаемы.

Произведения Левицкого: "Портрет П.А.Демидова"(1773г), "Портрет Г.И.Алымовой"(1776г), "Портрет старика священника"(1779г), "Портрет графини П.Ф.Воронцовой"(1785-1787), "Портрет Урсулы Мнишек"(1782г).

Левицкого считали придворным художником, он отразил в своих работах жизнь Екатерининского двора. Он был знаменитым при жизни. Далеко не всем художникам удалось насладиться прижизненной славой.

В конце XVIII века, примерно с середины 80-х годов в русском искусстве усиливались признаки формирования новых представлений о человеческой личности. В области портрета это сказывалось прежде всего в поисках более тонких средств передачи не одних только внешних черт человека, но и его переживаний.

Боровиковский родился в 1757 году на Украине.Его отец и дядя были иконописцами. Он тоже сделался иконописцем, и оставался им до тридцати лет. Иконы его письма были, по отзыву биографа, умелыми, но и только, ничего не предвещало в провинциальном богомазе великого художника. И неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая судьба, если бы не счастливое стечение обстоятельств...

В 1787 году императрица Екатерина совершала свое знаменитое путешествие в Крым, и по пути ее следования повсюду воздвигались триумфальные арки и спешно строились временные дворцы. Для одного из них по чьей-то протекции Боровиковский написал две живописные аллегории: на одной Екатерина представлена в образе Минервы, на другой шла следом за Петром Великим, засеивая семенами ниву, вспаханную им. Картины эти не сохранились, однако ясно, что они понравились, ибо в следующем 1788 году мы застаем Боровиковского в Петербурге, начинается его стремительное восхождение к славе. За два десятилетия он написал великое множество портретов, в том числе придворных.

Любопытно, что он ни у кого по-настоящему не учился. Можно, пожалуй, не считать немногих уроков, взятых им у австрийского портретиста Лампи, жившего в Петербурге, да еще того, что он, по словам исследователей,"пользовался советами" Левицкого.

В Петербурге Боровиковский занял место Левицкого, звезда которого начала меркнуть в конце 1780-х годов. Менялся и портретный стиль эпохи. Парадность классицизма, сказавшаяся в портретах Левицкого, сменил культ частной жизни, укромности, уединенности, свойственный сентименталистской эстетике. Картину (ненадолго) вытеснила миниатюра: в моду вошли портреты на медальенах и табакерках.

На первых порах Боровиковский часто писал портреты-миниатюры, и приемы художника-миниатюриста стали составным элементом в зрелой манере его письма. Портреты зрелого Боровиковского отличаются тщательностью живописи, локальной достоверностью обстановки; взгляд художника всегда стремится преодолеть дистанцию, отделяющую его от модели, как бы ни была она велика в действительности. Конец XVIII-начало XIX века было временем наибольших официальных успехов Боровиковского(он получил звание академика в 1795-м, советника в 1802-м годах) и временем его наивысшего творческого взлета.
Один за другим он писал великолепные портреты, и диву даешься, глядя на них теперь, какое мастерство, какое знание человеческого сердца обнаруживал этот человек.
К лучшим произведениям Боровиковского относится "Портрет Г.Р.Державина"(1795г).Это произведение из серии мужских портретов Боровиковского, полных серьезности и достоинства.
В своем портрете(вторая половина 1790-х годов) Скобеева показана строгой, стремительной, решительной; здесь подчеркнута пластически ясная лепка крупных форм, разграниченных четкими контурами.
"Портрет А.Г. и В.Г.Гагариных" написан в 1802 году и хранится в Третьяковской галерее. Серое теплого тона одеяние старшей кареглазой девушки, белое платье младшей, лиловато-розовая шаль и красновато-коричневого цвета гитара образуют в сочетании с зеленью фона удивительную по богатству оттенков мягкую красочную гамму. Необыкновенно красив отливающийся настоящим серебром белый тон платья.

Произведения Боровиковского: "Портрет О.К.Филипповой"(начало 1790-х годов), "Портрет Екатерины I" (середина 1790-х годов), "Портрет М.И.Лопухиной"(1797г), "Портрет А.Б.Куракина"(1801-1802гг).

С годами письмо Боровиковского становилось суше, да и писал он все меньше и меньше. Талант Боровиковского угасал так же непостижимо, как и развивался. Последним взлетом его считается "Портрет неизвестной"(1812г). Умер Боровиковский в 1825 году, намного пережив свое время и свою славу.

 

  • АЛЕКСЕЙ АНТРОПОВ


    (1716 - 1795)

    Portrait of Empress Elizaveta Petrovna Portrait of the Lady-in-Waiting A. M. Izmaylova Portrait of Princess T. A. Trubetzkaya Portrait of F. Krasnoschiokov Portrait of Grand Duchess Catherine Alekseevna, Future Empress Catherine II the Great Portrait of Countess M. A. Rumyantzeva Portrait of Catherine II the Great Portrait of Peter the Great


  • ФЕДОР РОКОТОВ


    (1735-1808)

    Portrait of an Unknown Man Portrait of Catherine II Portrait of Count Alexey Bobrinsky as a Child Portrait of Count I. G. Orlov Portrait of Countess Elizaveta Santi Portrait of Princess A. A. Dolgorukaya, nee Bredikhina Portrait of V. N. Surovtseva Portrait of Varvara Ermolayevna Novosiltseva Portrait of Praskovya Nikolayevna Lanskaya27


  • ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ


    (1757-1825)

    Портрет Темкиной Portrait of Count P. A. Tolstoy Portrait of Countess A. I. Bezborodko with Her Daughters Portrait of E. I. Nekludova Portrait of E. N. Arsenyeva Portrait of E. N. Davydova Portrait of M. D. Dunina Portrait of M. I. Lopukhina Portrait of O. K. Filippova Portrait of Paul I, Emperor of Russia Portrait of Princess A. G. Gagarina and Princess V. G. Gagarina Portrait of Princess M. I. Dolgorukaya Portrait of S. A. Rayevskaya


  • ВАСИЛИЙ ТРОПИНИН


    (1776-1857)

    Girl with a Pot of Roses Head of a Boy. Portrait of A. V. Tropinin Portrait of A. I. Tropinina, the Artist's Wife Portrait of Alexander Pushkin. 1827 Portrait of an Elderly Woman in a Cap Portrait of Countess N. A. Zubova Portrait of I. I. Dmitriyev Portrait of K. G. Ravich Portrait of Karl Brulloff Portrait of P. N. Zubov Portrait of the Writer I. N. Kozhina The Lace-Maker


  • ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ


    (1782 - 1836)

    A Gipsy with a Branch of Myrtle Girl Wearing the Poppy Wreath Madonna with the Child Poor Lisa Portrait of Alexander Pushkin Portrait of Count V. A. Perovsky in the XVII Century Spanish Costume Portrait of Davydov Portrait of N. S. Mosolov Portrait of the Princess  A. V. Scherbatova


  • ПАВЕЛ ФЕДОТОВ


    (1815-1852)

    It is Cholera to Blame Major's Marriage Proposal Newly Decorated Portrait of Amalia Legrand Portrait of N. P. Zhdanovich as a Child Portrait of N. P. Zhdanovich at the Harpsichord


  • ИВАН ХРУЦКИЙ


    (1810-1885)

    Girl with Fruit Portrait of an Unknown Woman with Fruit Still-Life. Flowers and Fruit Still-Life Still-Life1 Still-Life2 View on Yelagin Island in St. Petersburg


  • ВАСИЛИЙ СУРИКОВ


    (1848-1916)

    An Italian Woman Anfisa Black-Bearded Strelets Menshikov in Berezovo Morning of the Strelets' Execution Russian Troops under Suvorov Crossing the Alps Siberian Beauty. Portrait of Ye. A. Rachkova Stepan Razin The Boyarynia Morozova The Taking of a Snow Fortress Woman With Guitar. Portrait of S.A. Kropotkina, nee Charet


  • ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ


    (1817-1900)

    Шторм в ночи Meeting of the Brig Storm Sunset at Sea The Billow The Great Roads at Kronstadt The Tenth Wave View of the Sea by Moonlight


  • ИВАН ШИШКИН


    (1832—1898)


  • ИЛЬЯ РЕПИН


    (1844-1930)

    Barge Haulers on the Volga Girl with Flowers. Daughter of the Artist Krestny Khod (Religious Procession) in Kursk Gubernia Portrait of E. Mamontova Portrait of Polixena Stasova Portrait of Savva Mamontov Portrait of the Composer Anton Rubinstein Portrait of the Composer Modest Musorgsky Self-Portrait The Reply of the Zaporozhian Cossacks to Sultan Mahmoud IV



 
« Пред.   След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 24 июня, суббота
Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000029 секунд
Сегодня 24 июня, суббота
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх