logo
buhara
 

Живопись

Живопись
Италия  | Нидерланды | Германия | Испания | Франция | Англия | Россия
худ.П.Брейгель/Вавилонская башня


Материалы данной рубрики
составлены на основе книги
"ИСТОРИЯ ЖИВОПИСИ"
немецкого искусствоведа Р.Мутера


  • Ссылки и источники

              При разработке данной рубрики были использованы некоторые фотографии картин художников, которые размещены на следующих сайтах:

    Olga's Gallery
    Российский общеобразовательный портал
    Elibron
    Praraffaeliten.de
    The Art Renewal Center

              Мы выражаем огромную благодарность и признательность авторам вышеперечисленных сайтов, поскольку только благодаря их ресурсам нашу работу можно считать более-менее приемлемой.



  • Вместо пролога

              Историю христианской живописи следует, пожалуй, рассматривать как одно из выражений великого отречения христианства от эллинства. С рухнувшим античным миром погибла утонченнейшая цивилизация, когда либо существовавшая на земле.Сверхчувственный характер стремлений новой религии, отрицание ею всего земного, являлись непреодолимыми преградами для искусства. Умер великий Пан и у греков теперь на его место водворилась религия по ту сторону бытия, которая видела в земном пребывании лишь мрачную подготовку квечному загробному.
              Нет, весна я влялась по-прежнему. Люди любили и цветы цвели, птицы пели и луга зеленели, но все это считалось соблазном ада, предназначенным лишь для того, чтобы опутывать верующих и переполнять их грешными мыслями. "Тот свет" считался родиной, весь же окружающий мир казался лобным местом. Этой аскетической чертой, которая проклинала чувственность и изгоняла земные наслаждения, христианство перевязало главную артерию художественного творчества. Только в другую сторону оно оставляло путь открытым: христианское искусство должно было стать душевным и духовным, в противоположность греческому чувственному и телесному. И, если последнее искало цели в идеальной законченности формы, то христианское должно было найти его в апофеозе души. Живопись, хотя и окольными путями, шла к этой цели.
              Первая реакция против эллинистов выразилась в том, что искусство вообще было запрещено."Да будут прокляты те, которые создают изображения", стоит в книгах Святых Отцов. Лишь тогда христианство потеряло свое враждебное отношение к искусству, когда оно пришло в соприкосновение с другими культурами, лишь тогда, когда оно появилось в Риме; но поскольку художники здесь были римляне, то и понятно отчего в их произведениях преобладало античное начало над христианским. Дело богословов - рассказать: каким образом возникла новая живопись в виде символических знаков, что означают эти символы креста, рыбы, агнца, голубицы, словом все те иероглифические знаки, с которых начинается история христианского искусства.
              Лишь с переходом Константина в христианство, когда образовались первые церкви и когда само христианство перестало быть сектою и выступила как главенствующая государственная религия, лишь тогда могла возникнуть истинно христианское искусство. И это развитие более всего отразилось на мозаиках. "Как некогда в греческих храмах красовались раззолоченные статуи Зевса и Паллады, так теперь с высоты сводов базилик смотрели изображения Иисуса и апостолов во всем их могущественном величиии". Торжественное спокойствие присущее всем фигурам. Исчез игривый вьющийся орнамент, исчез веселый, балагурный дух античности. Все в базиликах грандиозно, строго и вгушительно. Лишь мозаика способна была сообщить изображениям героев христианской церкви такой характер праздничности, мощи и вечности. Лишь одного нет в них, а именно - в них не видишь, что христианская религия в начале была религией любви.Окоченелость и мрачная неподвижность мозаичного стиля имели смысл, пока византийская живопись ограничивалась одной Византией, поскольку она вполне соответствовала развитию, которое там приняла христианская вера.
              Но молодые, нетронутые народы Запада, вступившие как новые деятели, в историю, нуждались в других идеалах.А человечество все-же нуждалось в любви и утешении. После того, как официальные формы культа окостенели, люди снова стали искать личного общения с Богом, снова хотели почитать Его, как дитя отца, а не как слуга своего господина. Людям хотелось таких святых, которые сжалились бы над грешниками, а не заставляли бы их трепещать перед своею бессердечною строгостью. Во времена крестовых походов возможен был самообман относительно собственной душевной пустоты, но когда воинственное ликование затихло, то тем более она стала ощутительной. Народ требовал духовенства, которое принимало бы участие в его горестях и радостях, говорило бы не на латыни, а на его собственном наречии, толковало бы Евангелие так же просто, как Христос, в Своей нагорной проповеди.
              Уже выступил Петр Вальдус, но его церковь прокляла как еретика; Франциска Ассизского постигла лучшая участь. И не только Франциск приблизил Божество к человеку, он примирил его и с животными и с природой.
              Уже одно то характерно для переворота, произошедшего в душевной жизни, что станковая живопись стала теперь давать тон всему художественному творчеству. Теперь, на место безличного стиля появилась новая техника, дававшая мастеру возможность написать свои мысли без чужого посредничества, выразить легкими мазками и более тонкие оттенки настроения.Однако этот переворот произошел не сразу. В более древнем искусстве Мария изображалась обыкновенно одинокой, с поднятыми к молитве руками: реже встречались изображения Мадонны с младенцем Христом, но и в этих случаях Мария сохраняла величественную неподвижность, лишенная всякой воли и всякого чувства.Младенец-же - скорее маленький мужчина или миниатюрный герой, нежели дитя, - изображается важно стоящим на ее коленях, держащим в одной руке свиток, символ своего учительства, другою торжественно давая благославение.
              Перемена делается заметной лишь в конце ХШ века в произведениях флорентийского художника Чимабуэ. У него младенец Иисус приобретает более детский облик, становится приветливее, а легкий наклон головы Мадонны выражает, что она слышит молитвы людей и может придти им на помощь, вымолить для них прощение. Вазари имел именно это в виду, когда писал о Чимабуэ, что он внес в искусство "больше любви".
              Тихому горному городу Сиене удалось лучше олицетворить идеал Мадонны мистиков, нежели Тоскане. Сиенцы были первыми лириками нового искусства.Дуччио дал первый пример в большой Мадонне в Сиенском соборе. Его Мария уже не строга и не величественна, но милостива и ласкова. Она полна сострадания к томящейся душе верующего; тихая и задумчивая грусть озаряет ее черты. Амброджио Лоренцетти, тихий поэт, изображал ее, нежно прижимающей к своей щеке щечку младенца, или кормящей его грудью, исполненной материнской гордости и в то же время покорной и робкой.
              Подобная перемена произошла в ХIV веке и в германской живописи. Идеалы мистиков воплотились там даже чище, вероятно из-за того, что мечтательность более свойственна немецкому характеру, чем характеру итальянцев.
              Кельн, окруженный поэзией стародавней истории, святой Кельн, в котором возник величайший из средневековых соборов, был и для живописи немецким Ассизи.И картины того времени ничто иное, как мистические видения, перенесенные в живопись.Мария, до тех пор изображавшая строгой величественной царицей, - тепер-же выглядела прекрасной девственницей, полной юношеской прелести и окруженной, как принцесса, свитой кротких девиц.
              Учение мистиков побудило также художников прибегать иногда к пейзажу, для того, чтобы усилить райское настроение картин. В Италии Франциск, а в Германии Сузо освободили природу от проклятия монашеского богословия. В видениях Сузо часто встречаются цветы, в особенности розы. райские сады, в которых прогуливается Мадонна. Он описывает рай в виде прекрасной долины, где благоухают лилии, розы, фиалки и ландыши, где чижики и соловьи днем и ночью распевают чудесные мелодии.
              Произведениями такого рода закончилось средневековое германское искусство, то был последний звук тех чистых гармоний, которые доносились из мира, раскрытого Св.Франциском и Сузо.


  • Положение искусства на континенте

              Гете сравнивает историю науки с большой фугой. Голоса отдельных народов выступают не сразу, а один за другим; это сравнение в высшей степени подходит также к истории искусства XVIII века. Поочередно звучат голоса трех великих культурных наций - англичан, французов и немцев, и у всех у них слышится одна общая основная нота. В той великой борьбе, которую называют эпохой просвещения, Англия шла впереди. Начиная с половины XVIII века сказалось на материке английское влияние
              . Правдивость и простота английских нравов принимались повсюду за образец, и Англия стала учительницей всех европейских стран. На всех поприщах объявляется война пережиткам старого, повсюду начинается искание новых форм.
              Конечно, другим народам было не так легко стать на новую почву. Англия пережила революционный период уже в XVII веке, во Франции же революция только еще подготовлялась. Таким образом XVIII век для всех других народов был переходным временем, порой величайших противоречий, бури и натиска. Люди предаются разгулу и в то же время преклоняются перед добродетелью. Рядом с глубокой, несколько сентементальной любовью к природе слышится сарказм. Суеверие процветает на ряду с наукой и просвещением. В аристократических салонах, наряду с люьезными аббатами появляются великие мыслители, пламенные защитники прав человека.
              Представим себе салон времени Ancien Regime, в нем господствует остроумие, гости смеются и шутят. Вдруг появляется грубы плебей, лишенный светского такта, но обладающий высоким аристократическим умом; он презирает это общество и хотел бы переделать жизнь по-новому. Такое впечатление производил в то время только что выступивший в литературе Жан Жак Руссо. Вольтер был в западной Европе первым плебеем, пробившем себе дорогу в светское общество, но он еще продавал свой ум за деньги. Руссо сделал шаг дальше. Он отказался от своего места, перестал носить шпагу, шелковые чулки и парик, оделся в костюм простолюдина и стал зарабатывать хлеб перепиской нот. Он был, по выражению Вейганда, первым человеком демократического века, начинателем нового времени.
              Исторической наследственности, традициям вкуса, он противопоставил естесственные формы, отвечающие требованиям разума. "Я не знаю другого постыдного неравенства кроме неравенства характера или воспитания. Лучше пренебречь знатностью, чем дородетелью, и жена угольщика почтеннее любовницы князя". Вот слова, обозначающие наступление общественного переворота.
              "Новая Элоиза" вышла в свет в 1761 году. Тринадцать лет спустя последовал "Вертер" молодого титана Гете. Вскоре после того выступает молодой Шиллер со своими первыми произведениями. Это своего рода революционные манифесты."Позор жалкому веку кастратов, умеющих только пережевывать подвиги прошлых веков."
               Писатели становятся смелыми борцами. Они произнесли первые боевой клич революции: "свобода, равенство и братство", и слова эти взорвали старый строй, создали демократический век.
              По странной случайности, единственным в то время художником, равным литературным прометеям - молодому Гете и молодому Шиллеру, - был живописец, родившийся в наиболее отсталой, почти средневековой стране Европы - в Испании. Сравнительно с прежним испанским искусством, более католическим, чем само католичество, творчество Гойи самый резкий поворот, который только можно себе представить. Переход от живописи Реласа, Коланта и Мурильо к Гойя ничем не был подготовлен. Франциско Гойя проповедовал нигилизм в релегиозной стране. В старинное испанское искусство, питавшееся религией и догматами, он внес отрицание и сарказм.В творчестве Гойи проявляется дух современности, которая начала сомневаться во всем, чему до того покланялась. Его церковные картины лишены благочестивого настроения и его гравюры полны насмешек над всем, что прежде считалось святым. Он смеется над патерами и монахами, над одеждой священника, скрывающей человеческие страсти. Гойя во всех своих произведениях человек нового века.
              Италия, куда он бежал из за одной дуэли, его не изменила. Там пошли новые любовные интриги. Он дрался на дуэли, убил противника, сам был ранен, много веселился, много учился, смотрел и восторгался, но мало писал и, главное, мало копировал. Этой лени он был обязан тем, что искусство прошлого не наложило на него цепей. Он любил старых мастеров, но совершенно платонически. Произведения их не сбивали его с его собственного пути. Этим объясняются его качества и осоьенности, странная смесь обаятельной прелести и очевидных недостатков, токости и грубости, изысканности и невежества. Но именно таким Гойя и нравится.
              Но как и всякий великий художник, он не только отразил свою эпоху, но и был ее вожаком. Он как Янус стоит на границе двух столетий, между двумя мирами. Гойя последний из старых мастеров и первый из новых, даже в том особом смысле, который мы придаем теперь этому слову.


    Список литературы:
    Р.Мутер "История живописи от средних веков до наших дней"
    Санкт-Петербург, Типография М.Д.Рудометова, Фонтанка, 71. 1899 г.

    В.П.Бранский "Искусство и философия"
    Калининград, "Янтарный сказ", 1999 г.

    О.Бенеш "Искусство Северного Возрождения"
    Москва, "Искусство", 1973 г.

    Дж.Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих"
    Москва, "Астрель", АСТ, 2001 г.

    В.Г.Власов "Стили в искусстве"
    Санкт-Петербург, "Кольна", 1996 г.

    Е.А.Некрасова "Романтизм в английском искусстве" (очерки)
    Москва, "Искусство", 1975 г.
Обновления

"Завораживающее волшебство
акварелей Марата Садыкова"


"Знакомтесь: Давлат Тошев" выставка в Санкт-Петербурге

"Великий шелковый путь" выставка Улугбека Мухамедова в Санкт-Петербурге

В.П.Бранский
"Искусство и философия"


Ваш вернисаж"Батик
Татьяны Жердиной"


Дж.Вазари "Жизнеописания знаменитых живописцев"

Э.Фукс
"Иллюстрированная
история нравов

Работы Мурильо
Даты
В январе:

 

 

 

Бартоломе Эстебан МУРИЛЬО /Bartolome Esteban MURILLO/ (1618 — 3.4.1682), испанский живописец

 

Павел Николаевич ФИЛОНОВ (1883 — 3.12.1941), российский художник.

 

Симон ВУЭ /Simon VOUET/ (1590 — 30.6.1649), французский живописец.

 

Франческо ПАРМИДЖАНИНО /Francesco PARMIGIANINO (MAZZOLA)/ (1503 — 24.8.1540), итальянский живописец. 

 

Джон САРДЖЕНТ /John Singer SARGENT/ (1856 — 15.4.1925), американский живописец.

 

Архип Иванович КУИНДЖИ (1841 — 24.7.1910), российский художник. 

 

Поль СЕЗАНН /Paul CEZANNE/ (1839 — 22.10.1906), французский художник. 

 

Эдуар МАНЕ /Edouard MANET/ (1832 — 30.4.1883), французский художник, один из основоположников импрессионизма.

 

Хендрик АВЕРКАМП /Hendrick AVERCAMP/ (1585 — похоронен 15.5.1634), голландский живописец.

 

Иван Иванович ШИШКИН (1832, Елабуга — 20.3.1898, Петербург), российский художник. 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 



Это интересно:

Портрет Лауры Боттифери
Основные стили и
направления

 
« Пред.
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 27 мая, суббота
Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000024 секунд
Сегодня 27 мая, суббота
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх