logo
buhara
 
Важно

Ваши анекдоты

- Ребе, посоветуйте, надо ли делать мальчику обрезание?
Ребе, подумав, отвечает:
- Ну во-первых, это красиво....

 

Поиск по сайту

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Знакомтесь: Давлат Тошев


худ.Давлат Тошев / Фото из личного сайта художника

ВОЗРОЖДЕНИЕ СРЕДНЕАЗИАТСКОЙ МИНИАТЮРЫ

            Ранее, мне уже доводилось писать о фото-мастерах бухарской школы (Шавкат Болтаев, Зилола Саидова..., выставка 2008 г. в ЦВЗ "Манеж"), о художнике-акварелисте Улугбеке Мухамедове - (выставка "Великий шелковый путь", Спб, галерея Третьякова, 2010 г).
            Вот и на сей раз, хочется представить новое имя - Давлат Тошев - художник-миниатюрист из Бухары. Впрочем, "новичком" его никак не назовешь, потому как, это вполне сложившийся мастер, работы которого экспонировались во многих странах мира. Скорее, это моё непростительное упущение, которое я и пытаюсь исправить, публикуя данную статью. Пользуясь предоставленной возможностью, хочу особо поблагодарить своего друга Ирину Исаеву, которая, собственно, и "открыла" неизвестного для меня ранее художника и подсказала прекрасную идею - оповестить об этом на страницах нашего сайта.
            Воистину, не оскудевает земля бухарская талантливыми личностями, которые достойно несут эстафету предков, радуя современников своими светлыми работами и доказывая, что никакие катаклизмы и революции не способны прервать приемственность творческого наследия. И это, откровенно говоря, меня радует, вселяя оптимизм и некую уверенность за будущее подрастающего поколения.
            Несколько слов о "Миниатюре", как о жанре изобразительного искусства. Сам термин происходит от латинского "minium" — красные краски, которые применялись при оформлении древних рукописных книг и инкунабул (то есть, книг, изданных на заре книгопечатания и до 1 января 1501 года).
            В данном случае, речь пойдет о восточной миниатюре вообще, и о персидской живописи частности.
            Следует отметить, что арабский Халифат не только принес новую религию на территорию Ирана, Центральной Азии и Индии, но и - во многом - сам, ассимилировавшись с культурным пластом более древних народностей, сумел в короткое время достичь своего наивысшего расцвета. И в этом, наряду с восточной поэзией, немалая заслуга принадлежит и восточной миниатюре. Персидская живопись возникла задолго до распространения ислама, ешё в эпоху Сасанидов. Однако, её наивысший расцвет, безусловно, пришелся на мусульманский период. Условно говоря, становление этого жанра, его развитие, кульминация и постепенное угасание, можно обозначить периодом с ХIII по XIX вв.
            Персидская миниатюра представляла собой иллюстрации к книгам, и в отличие от европейской живописи, которая склонна была тратковать, в основном, библейские сюжеты, её искусство носило более прогрессивный характер, поскольку, не зацикливалась исключительно на религиозном догматизме, но в значительной степени отражала реальную жизнь своих современников, оставаясь светской по сути. Это особенно заметно, если сравнивать восточную миниатюру и европейскую живопись на рубеже 13 - 15 веков, то есть до начала эпохи Раннего итальянского и Северного Возрождения. Так что с этой точки зрения, можно сказать, что Восток на тот момент, был значительно более продвинут, чем Запад.
            Ещё одним из довольно распространенных заблуждений является утверждение некоторых дилетантов от живописи, будто восточные художники не имели понятия о законах перспективы и соответственно, не могли передавать объём и глубину пространства. Мол, ярким свидетельством этому служат их плоские произведения. Подобным "критикам" и невдомёк, что нарочитая двухмерность, являлась осознанным элементом этого вида жанра изобразительного искусства, подразумевая своеобразный характер задач и особое прочтение подобных работ. За внешней легкостью миниатюры скрывается огромный труд и замысел живописца, который расскрывается для зрителя не сразу, а постепенно. Кроме того, восточные художники долгое время отвергали метод трехмерного изображения, как некую нечестность, визуальный трюк, самообман. Подобное отношение изменится чуть позже, в эпоху правления Великих Моголов.
            И тем не менее, персидская миниатюра в первую очередь привлекательна именно своей двухмерностью и кажущейся простотой и наивностью. Она не пытается нарушить внутренний покой своего зрителя, её персонажи крайне редко смотрят вам в глаза, всё располагает к уюту, комфорту и завораживающему сказочному созерцанию, настраивая на лирический лад и идиллию. Всё великолепие и богатство Востока чудесным образом отображается в персидской живописи.
            Необходимо отметить, что сама персидская живопись распадается на ряд школ, главными из которых являются: гератская, бухарская и самаркандская. Совершенно закономерным выглядит их расцвет в эпоху правления династии Тимуридов. Однако, постепенно, их влияние заметно ослабевает, чтобы со временем, в Индии, при Великих Моголах, искусство миниатюры вновь возродилось, но уже привнеся в него дополнения, заимствованные из европейской живописи. Излишне говорить о безусловном влиянии персидской миниатюры на искусство сопредельных стран, в частности, на Индию, Азербайджан и Турцию.
            В ХХ веке, с приходом к власти большевиков, этот жанр на территории Средней Азии окончательно затухает, впадая в летаргический сон, и вновь начинает воскресать к моменту распада Союза. 
            Несколько лет тому назад, рассказывая в очерке этнографического характера "Бухарский дом", мне довелось опубликовать миниатюру-воспоминание из далекого прошлого. Полагаю, будет небезынтересным, вновь привести её полностью, в контексте публикуемой статьи.

Фрагмент росписи центральной ниши традиционного бухарского дома / Фото из личного архива автораl ИСТОРИЯ КУРОПАТКИ

            В раннем детстве у моего прадеда Саида была куропатка. Да, да - обыкновенная живая куропатка, за которой он трепетно ухаживал: чистил клетку, кормил, вовремя менял для неё воду.
            Так уж, случилось, что однажды она "умудрилась" вырваться из клетки и улетела: то ли дверцу забыли закрыть, то ли ещё по какой причине...
            Шестилетний мальчик этот факт воспринял как настоящую трагедию. Горе ребенка было безутешным.
            В 70-х годах XIX столетия отец ребенка - Юсуф - купил дом и для росписи главной залы нанял мастеров по живописи и миниатюре, которые принялись расписывать стены и ниши согласно канонам и требованиям живописи того времени. Маленький Саид, по мере сил своих, также принимал непосредственное и активное участие в этом деле: он держал баночки с разведенными красками и, по требованию мастеров, подавал и менял их. При этом он продолжал плакать и сокрушаться о своей невосполнимой потере. Тогда один из живописцев, желая хоть как-то утешить мальчика, сказал ему:
            - Не надо плакать. Хочешь, я сейчас же верну твою любимицу в дом?
            И в ту же минуту принялся писать изображение куропатки, которую разместил в левой части центральной ниши. А чуть позже, для уравнения композиции, пририсовал справа и ласточку.
            С того времени прошло почти полтора столетия. Прадеда моего давно уже нет на этом свете, а куропатка всё ещё продолжает красоваться на прежнем месте, воскрешая к жизни трогательно-наивную историю относительно недавнего прошлого, навевая на грустные философские размышления о бренности человеческого существования...



худ.Давлат Тошев / Фото из альбома sharkod на Яндексе - http://fotki.yandex.ru/users/sharkod/album/164560/
            И вот - новое имя в творческой цепочке приемственности поколений мастеров декоративно-прикладного искусства Средней Азии. При этом, следует подчеркнуть, что Давлат Тошев родился и воспитывался в традиционной семье минитиатюристов, являясь представителем седьмого (!) поколения прославленного рода восточных художников. И этот факт, несомненно, накладывает свой отпечаток, заставляя зрителя с особым чувством и уважением подходить к творчеству мастера.
            Помимо всевозможных выставок, у художника имеется свой сайт, оформленный скромно и лаконично - "Persian miniatures by Davlat Toshev"
            Мне остается только напомнить петербуржцам и всем любителям живописи и декоративно-прикладного искусства про выставку "Персидские миниатюры. Художник Давлат Тошев. Юные художники из Бухары.", которая пройдёт с 18 по 31 мая 2012 г. по адресу: Литейный пр. 55.
            Ну, и в заключение, перед тем, как ознакомиться с работами художника, хочется пожелать Давлату здоровья, творческих находок и неиссякаемого источника вдохновения! Рахмат-и калон, Усто, что в переводе с бухарского "Большое спасибо, Мастер!"























 

 
« Пред.   След. »
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval

Сегодня 19 октября, четверг

Страны

31.8%Russian Federation Russian Federation
23.6%United States United States
10.1%Uzbekistan Uzbekistan
4.4%Ukraine Ukraine
3.5%Germany Germany

Посетители

Сегодня: 51
Вчера: 62
Всего: 23587

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей и 2 пользователей
  • advegebib
  • IterveBell

Опросы Rus

В каких рубриках вы более всего заинтересованы?

Новые статьи...

Пн., 04 Май 2015
Пт., 23 Май 2014
Сб., 03 Май 2014
Чт., 01 Май 2014
Сб., 26 Апрель 2014
free counters
Copyright © 2005 - 2017 БУХАРСКИЙ КВАРТАЛ ПЕТЕРБУРГА.
Страница сгенерирована за 0.000025 секунд
Сегодня 19 октября, четверг
Информационно-публицистический портал
Санкт-Петербург
Вверх